?

Log in

No account? Create an account

Блог наивного варгеймера

Previous Entry Share Next Entry
Золотой век пиратства через призму Blackbeard (12 - Letter of Marque)
january31
Blackbeard - карточная настольная игра, воссоздающая Золотой Век Пиратства конца XVIII века. Каждый участник играет за одного или несколько пиратов и пытается накопить состояние, а затем удалиться на покой, прежде чем его разыщет королевский комиссар или на него наткнется военный корабль и вздернет его на рее. Целью пиратов являются торговые суда, сбившиеся с торговых маршрутов. Удача, умение и хитрость принесут игрокам славу и богатства.



Каперское свидетельство (каперский патент, англ. Letter of Marque and Reprisal, фр. lettre de course) - во времена парусного флота правительственный документ, разрешающий частному судну атаковать и захватывать суда, принадлежащие неприятельской державе, а также обязывающий предоставлять их адмиралтейскому суду для признания призом и продажи. Охота за неприятельскими судами при наличии каперского свидетельства - каперство - считалось уважаемым занятием, сочетающим патриотический порыв и прибыль, в противоположность нелицензированному пиратству, осуждавшемуся повсеместно. Французы называли каперские свидетельства lettre de course, что привело к появлению слова "корсар". Под термином Letter of Marque иногда понимали и само каперское судно, неуклюжий грузовой корабль с прямым парусным вооружением, способный при необходимости принять на борт добычу, английским же словом "приватир" (англ. privateer) называли быстроходное судно с косым парусным вооружением, с сильной артиллерией и большой командой, предназначенное в первую очередь для морских сражений.

Когда во время морских войн XVII и XVIII в. одной из главных целей войны явилось уничтожение неприятельской торговли, каперы оказались наиболее пригодным для того орудием. Они же всего лучше могли противодействовать тому, чтобы воюющие не были вытеснены со всемирных рынков нейтральными. Поэтому не только неприятельские, но и нейтральные корабли предоставлялись на произвол и расхищение каперов. Так, французский ордонанс 1584 года освобождает каперов от всякой ответственности за причиненные ими убытки и предоставляет им в добычу не только захваченные на нейтральном корабле неприятельские товары, но и сам корабль, мотивируя такое разграбление нейтральных необходимостью поддерживать дух и мужество каперов; владелец приза терял на него право собственности, если он находился у капера более суток. Ещё дальше пошел в этом направлении ордонанс Людовика XIV, изданный в 1681 году.


Каперское свидетельство позволяло пересекать морские границы государств в поисках вражеских кораблей. Выдача каперских свидетельств в военное время распространилась в Европе XVII века, когда большая часть европейских государств начала издавать законы, регулирующие выдачу таких документов. Хотя частные поручения приватирам и каперские свидетельства первоначально различались юридически, к XVIII веку эта разница стало чисто технической. Каперское свидетельство превращало частное торговое судно в морскую вспомогательную единицу. Капер пользовался защитой законов военного времени. В случае, если команду капера захватывал противник, её члены считались военнопленными; без свидетельства таких пленников считали пиратами "в состоянии войны со всем миром", преступниками, которых чаще всего вешали.

Поэтому морские разбойники того времени нередко пользовались преимуществами "удобных флагов". "Удобный флаг", как правило, обеспечивает судну режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки портовых сборов в большинстве портов мира, так как практически все государства, предоставляющие свой удобный флаг, не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени. Француз ирландского происхождения Люк Райан и его лейтенанты за два года командовали шестью разными судами под флагами различных стран, воюющих на противоположных сторонах. Братья Лафит из Нового Орлеана пользовались каперскими свидетельствами, полученными за взятки у чиновников центральноамериканских правительств и у правительства независимого Техаса, чтобы прикрыть грабежи видимостью законности.

Каперское свидетельство обязывало капера предоставлять захваченные суда и груз адмиралтейскому суду своей или союзной державы для освидетельствования. Руководствуясь призовым правом, суд решал, является ли каперское свидетельство действительным и принадлежали ли захваченные судно или груз вражескому государству (что было не всегда легко определить, поскольку часто использовались "ложные" флаги). В случае положительного решения суда добыча шла на продажу, а вырученные деньги делились между хозяином и командой каперского судна. Без решения суда прежний хозяин судна и груза мог потребовать их возврата и возмещения убытков.


Приватир (корсар) Bellone против ост-индского корабля HEICS Lord Nelson
Франция стояла среди морских держав особняком. В период правления Людовика XIV она официально включила корсарство в общую политику строительства флота. Идея состояла в том, чтобы соревноваться с тогдашними противниками - Англией и Голландией - меньшими затратами. В это время во Франции выдвинулись такие корсары, как Рене Дюгэ-Труэн и Жан Барт. Позже из этой политики зародилась теория крейсерской войны (фр. Guerre de course), популярная во Франции до начала XX века.

Главным портом, в который стекались корсары, был в XVII столетии Дюнкерк, из него они действовали против судоходства в Ла-Манше; общая сумма призов, доставленных туда во время войн Людовика XIV, составила 22 млн франков. Следующим шёл Сен-Мало, из которого они часто отправлялись за океан, главным образом в Вест-Индию.


После конгресса, положившего конец Крымской войне (1853-1856), семь европейских государств подписали Парижскую декларацию, запрещающую каперство. Позже к ним присоединились ещё 45 стран, что означало конец каперства во всём мире. США не присоединились к декларации, поскольку выступали за защиту всей гражданской собственности в открытом море. Несмотря на подписание конвенции, выдача каперских свидетельств продолжалась. В 1879 году, в начале Второй тихоокеанской войны Боливия выдавала каперские свидетельства всем желающим, поскольку в это время у Боливии не было своего флота, и флот Чили постоянно угрожал ей.

На главную страницу проекта: СЮДА

© GMT Games, © ru.wikipedia.org, © generalhistory.ru, © shmjak_shmjak