?

Log in

No account? Create an account

Блог наивного варгеймера

Previous Entry Share Next Entry
Игровой дневник. 28-я неделя 2016 года (4.07-10.07)
january31
Обещал еще на прошлой неделе обзор партии по системе Musket and Pike Battle Series, но так уж получилось, что на прошлой был большой отчет по кампании в Karelia '44, так что немного выбился из "графика". В шутке про то, что MPBS - это почти что БДСМ, очень большая доля правды. Потому как кто раскладывал любой сценарий из одного из шести модулей этой серии, скажет, что эта серия не для слабонервных, неусидчивых и любителей аркад. Это игры "на подумать", хотя это никакая не стратегия, а даже наоборот, тактика чистой воды в антураже средневековых баталий, когда на полях битвы еще водились пикинеры, но их уже вовсю теснили огнестрельные подразделения.

Модуль Saints in Armor посвящен битвам 1620-1626 гг. в ходе тридцатилетней войны (чешско-пфальцский период, если это вам о чем-то говорит). Война в Богемии изначально была войной протестантов против католиков, в которой на стороне первых воевали чехи и хорваты, а на стороне вторых - войска империи и католической лиги. Это потом уже конфликт перерос в общеевропейскую войну, в которой в той или иной степени принял участие весь старый свет (и даже Россия).

Итак, первая битва между богемской армией под номинальным руководством Христиана Ангальстатского и объединенной армией католической лиги и  армии империи под руководством фельдмаршала Карл Бонавентура де Бюкуа. Далее по Википедии:

Позиция была выбрана довольно удачно, правый фланг был прикрыт ручьём Гостовиц, на берегу которого находился охотничий замок, левый фланг был прикрыт довольно крутым склоном. Перед фронтом находился болотистый луг, по которому протекал ручей Шарка, через который можно было перебраться по единственному мосту. Более того, противник с подножия горы не мог провести рекогносцировку этой позиции. Из-за недостатка времени и шанцевого инструмента протестантам не удалось усилить позицию полевыми укреплениями.

Протестанты использовали для построения новый для того времени нидерландский боевой порядок, который заключался в использовании расчленения сил по фронту на небольшие мобильные отряды с глубиной не более 8 шеренг. Такие отряды обычно составляли 2-3 линии. Новый порядок имел определённые преимущества перед старыми: неглубокий строй уменьшает потери от действия неприятельской полевой артиллерии, а большое расчленение войска и наличие резервной линии даёт большую гибкость для управления боем.


Белая гора - вид со стороны католиков и имперцев

Однако войска протестантов не были обучены для действий в таком построении, что не давало использовать новый строй эффективно. Чешская армия была построена в три линии; третью линию составили 5 тысяч венгерских кавалеристов.

Утром 8 ноября имперцы начали переправу через ручей Шарка и построение. Несмотря на удобный момент для атаки, чехи решили ждать неприятеля в оборонительной позиции. Католические войска строились в старом стиле массивными квадратными колоннами, испанскими терциями, что давало им большую устойчивость в рукопашном бою. На правом фланге разместились пять терций имперцев под командованием Тилли, и пять терций баварцев под командованием герцога Максимилиана. Конница встала в промежутках между терциями.


Белая гора - вид со стороны протестантов

"Шато" Штерн ("Звездный дворец"). Комплекс строений, окруженный высокими, трехметровыми, стенами, которые может преодолеть только пехота. Замок Штерн использовался для охоты королями Богемии.


Католики имеют огромное преимущество - как по численности, так и по командному составу. Если у католиков помимо командиров крыльев (1-й и 2-й эшелоны имперской армии и левое крыло католической лиги) было два командира армии (кроме Бюкуа, управлявшего армией империи, за армию католической лиги "играл" граф Максимилиан), у протестантов вообще не было командующего армией (Христиан, как говорилось выше, был только номинальным лидером, и в в этом сценарии даже нет его фишки), а командующие крыльями имели "нулевые" качества.


Кроме того, чтобы показать, насколько все было плохо в плане управления в армии Богемии, все командующие крыльями начинают ход в уже в неактивном состоянии, и по сути первый ход - "половинчатый", в котором могут ходить только католики. А вот, кстати, один из их представителей - сдвоенное подразделение тяжелой пехоты - элита империи.


Католики пошли на сближение (первый эшелон имперцев уже захватили богемскую артиллерию левого крыла протестантов):



Второй ход. Вид со стороны богемской армии: правое крыло подо руководством графа Шлика развернулось во фланг левого крыла католиков. Итог: кавалерия растоптала мушкетеров, разведчиков под командованием Робертса и Сен-Жюльена.


Крыло католической лиги атаковало веером. За счет большой численности и подвижности кавалерийских полков линия командования легко прослеживалась, начиная от ручья Шарка и заканчивая вершиной холма, на переднем склоне которого они уже захватили еще одно артиллерийское подразделение противника.



А вот и первый эшелон имперцев добрался левого фланга протестантов. На заднем фоне мнутся войска трансильванской кавалерии. "Я не трус, но я боюсь". В начале сражения трансильванцы нейтральны. В начале каждой фазы удаления маркеров (в конце каждого хода) следует бросать d10. При результатах 7-9 в следующем ходу это кавалерийское крыло можно будет активировать. При результатах 4-6 они остаются нейтральными, но их снова можно будет попытаться призвать в следующем ходу. И наконец, при значениях 1-3 трансильванцы бегут с поля (все фишки крыла убираются с карты).


А вот протестанты отогнали кавалерию католиков от своих пушечек, но в итоге вернуть их они так и не успели.


Вот та самая элита имперской армии идет напролом, ее даже не останавливает залповый огонь. Терминаторы одним словом.


Третий ход. Все смешалось: люди, кони... (кстати, трансильванцы на этот раз все-таки приняли участие в битве).


Центр сражения:


Правый край имперской армии. На перехват польских казаков (оливковые фишки) под командованием Русиновского вышла конница трансильванского крыла протестантов. Обреченные на погибель, они еще не подозревают о своей участи.


Четвертый ход. Все еще больше смешалось... Так видит карту игрок за протестантов.



"Киборги" чешут дальше, гоня перед собой тяжелую пехоту графа Турна и разрезая кавалерийское крыло "канареечных".




Пятый ход. Теперь взялись и за трансильванцев.



Правое крыло протестантов стояло до последнего. В одной из атак тяжелой пехоты католиков даже сломали пушки.



Конец пятого хода. От правого крыла протестантов остался только гарнизон шато Штерн. Центральное крыло еще на втором ходу лишившееся командования, стоит вершине холма и тупо наблюдает за приближающимися к ним пикинерами. Левое крыло кануло в Лету. Кавалерийское крыло на половину истреблено. Потери католиков минимальны: в основном это мушкетеры и кавалерия с низкой моралью.


Шестой ход. Конец трансильванцев. От несмолкаемой пальбы не слышно приказов командиров.


Седьмой ход. По ходу итог битвы был решен еще в середине партии, но формально условия сдачи поля битвы соблюдены не были, поэтому партия продолжалась до конца последнего хода. Тяжелая пехота перемахнула через стену, но до шато и до дополнительными 20 ПО добраться уже не успела.


Итог сражения на Белой горе: сокрушительная победа католиков. Потери протестантов: более 30 подразделений. Более 20 тысяч убитыми и ранеными.


Несколько слов о своих впечатлениях от партии и игры в целом:
1. Отличная игра-чаллендж. Очень подробно продуманная механика боя, учитывающая множество нюансов, на выходе дает довольно точную симуляцию сражений эпохи дымного пороха.
2. Надо признать партия выжимает из игрока все соки. Я лично во время розыгрыша сценария не выпускал из рук правил. Вначале первого хода передвижение по полю каждой фишки вызывало лихорадочное перелистывание буклета с правилами в поисках соответствующих пунктов правил и исключений из правил.
3. Количество всевозможных таблиц впечатляет (примерно столько же таблиц я встречал в Blackbeard), - не меньше 20 больших и маленьких таблиц. Ну, уровень детализации игры обязывает. Кстати, под конец партии довольно быстро научился в них ориентироваться. А значения некоторых таблиц так вообще запомнил наизусть.
4. Все-таки наличие второго "живого" игрока делает игру интереснее и непредсказуемее.
5. Время партии, конечно, довольно продолжительное, - это с учетом того, что порой нужно крепко так призадуматься над дальнейшими действиями своих подопечных.
С одной стороны, от партии в Waterloo 200 я ожидал большего, чем получил. С другой стороны, мои ожидания изначально итак не были завышенными, так как этот варгейм, посвященный последней крупной битве Наполеона, не позиционировался глубокой симуляцией легендарного для англичан сражения. Аркадный тип игры подразумевает "лайтовость" и простоту правил. В этом у меня иллюзии как раз не было. А вот что меня смутило, я постараюсь объяснить по ходу описания партии, которая, кстати, проходила "вживую", с Юрой Spector в анти-кафе (летом здесь тишь да благодать!). Мне выпало играть за французов, и таким образом представилась возможность изменить ход истории! А так я на некоторое время примерил синий мундир и треуголку, то и битва для меня была не при Ватерлоо, а при Мон-Сен-Жан.

Итог первых активаций французов и англичан (на самом деле, конечно, сборной Европы, но для простоты я буду называть противников англичанами).

Слева направо:
3-й кавалерийский корпус кавалерийского генерала графа Келлермана ("розовые") попытались обойтий Угумон слева, но наткнулись на пехоту генерала Хилла и были отброшены назад.
2-й корпус генерала Рея ("зелененькие") пошли в атаку на Угумон (классика!).
1-й корпус генерала графа д'Эрлона ("оранжевые") не стали атаковать Ла-Э-Сент, а обошли его справа, а прав и ударили по ферме Папелотта.
4-й кавалерийский корпус дивизионного генерала графа Мийо ("коричневые") попытались зайти англичанам во фланг.




Шестой корпус графа де Лобау ("желтенькие") и гвардейцев графа Друо ("синие") я оставил пока в резерве.


Первые потери:


Вторая пара активаций французы/англичане
Вид со стороны "англичанина" Юры. Видно, что подступы у Угумону удерживает элита (блок с красными точками). Правильно, что я не стал заморачиваться на приступ этой "Фермы". Но вот шестой корпус де Лобау подтянул, чтобы закрыть образовавшуюся щель между 1-м и 2-м корпусам, - теперь там у меня сплошной фронт.


А вот 4-й кавалерийский корпус дивизионного генерала графа Мийо оказался зажат между английскими частями. Интересно, знай я какие войска мне противостоят, рискнул бы пробиваться дальше. Но на то и "туман войны"! Да и поджидали уже меня, - кавалерия Эксбриджа. А вообще, мой рейд навел сорьезного шороху в английской армии!


Третья пара активаций.
Небольшая передислокация.


Критический момент: подопечные Хилла вышли на оперативный простор и оказались в опасной близости от ставки Наполеона.


Четертая пара активаций.
На четвертую активацию, когда практически все командующие корпусами достигли уровня "сердечка", я пустил в бой свежую кровь - имперских гвардейцев!


На моем левом фланге англичане, по-моему, совершают ошибку, пытаясь атаковать мой "желтый" корпус с тыла.


Наконец, гвардейцы Друо собрались в кулак, чтобы продавить центр. Заметьте, что на Ла-Э-Сент ("звезда" слева на фото) я так и не пошел и бои на ферме Папелотта ("звезда" справа на фото) пока стихли.


Передовые полки 2-го корпуса Рея достигли холма и La Chemin Creux ("дорога в низине"). К счастью там никого не было, - иначе пришлось очень туго, - и заняли оборону.


С этой стороны видно, что сражение нелегко далась французам - потери составили 9 из возможных 10, пока мораль не сломится и наступить одно из 3-х условий автоматической победы. Какую еще информацию можно получить из этого фото? Ну, во-первых, войска Хилла, зашедшие с тыла и сами отрезавшие себя от своих, оказались не у дел. Генерал Хилл погиб, и активировать корпус, чтобы хотя бы отвести войска назад стало некому. Во-вторых, мой корпус Рея тоже оказаля отрезанным, но, в принципе, ему и не надо было никуда двигаться, достаточно было удерживать занаятые позиции на холме. И наконец, наверное, самое главное: это ВСЕ ЕЩЕ ПЕРВЫЙ ХОД, КАРЛ! Но об этом позже...


4-й кавалерийский корпус Мийо я отправил справа глубоко в тыл к англичанам. Я особе не расчитывал на то, что мне удастся добраться до Веллингтона, но таким образом мне хотелось по максимуму растянуть английскую оборону.


По потерям счет 9:6 в пользу англичан.


И вот ключевой момент партии: англичане находятся в одном шаге от победы (французы - в четырех). И в одной активации мне нужно было забрать четыре красных блока, чтобы опередить англичан. Но удалось это сделать только на вторую активацию, а англичанам в свою очередь не удалось забрать один синий блок. Шестой корпус де Лобаю ("желтеньки") добил остатки корпуса Хилла, гвардейцы растоптали англичан по центру, а кавалерия Мийо в тылу англичан и непосредственной близости от штаба Веллингтона, смяла полк инфантерии.


Автовин французов по "фрагам"! (очень внимательный, наверное, уже обратил внимание на то, что это ПЕРВЫЙ ХОД!!!)


И сразу перейдем к тому, о чем я говорил вначале:

1) Начну с хорошего: игра мне понравилась. Да, она немного упрощенная, зато быстрая и фановая. А тем, кому нужно более глубокое проникновение в историю, разработчики предоставили на выбор 10 (!) опциональных правил. Туда входят, например, удвоение силы кавалерии при атаке в открытой местности, и если у обороняющихся нет конницы. Кавалерия может проводить разведку, но только количествоенную, а не качественную. Та же кавалерия может продвинуться еще на одно поле после боя, если там нет подразделений врага. Французская артиллерия может вести огонь не только в соседнее поле, а в растояние вплоть до Стратегического уровня Наполеона (но при этом французский игрок долже отдать диск инициативы сопернику). "Вавилонское столпотворение" в стане англичан: если в одоном бою принимают участи и англичане и немцы и голландцы, то это дает отрицательные модификаторы. И так далее. То есть возможностей разнообразить геймплей предостоточно. Разработчики молодцы.

2) Главная притензия к игре состоит в том, что у французов есть один чит, который был мной обнаружен в этой партии и которым я в общем-то и воспользовался. Но по-порядку.

Разработчики игры попытались придать английской и французской армии уникальные черты, в соответствии с историческим контекстом. Главным преимуществом у англичан, я считаю, это корпус Эксбриджа с поначалу огромным радиусом командования. У французов радиус командования тактического лидера, равный 2, а в "режиме сердечка" снижающийся до 1. Вот в этом-то и заключается дисбаланс в сторону французов. Во время четвертой активации, когда подавляющее число английских тактических лидеров имеют командный радиус, равный 0, и максимум, что они могут, это придти в какую-то область и активировать находящиеся там полки, которые в свою очередь могут либо покинуть эту область и отправиться в нужное место (получаются своеобразная игра в салочки), либо остаться с лидером, так как иначе он остается там один, неприкрытый. Здесь, наверное, и задумывалось разработчиками, что когда потенциал тактических лидеров исчерпан, игроки последовательно пассуют, наступает фаза реогранизации, когда стратегический лидер "заряжает" нужных тактическх лидеров, а затем наступает следующий ход и все начинается сначала. НО...

У французов не так. Даже находясь в режиме "сердечка" французский тактический лидер все равно имеет радиус командования 1, а ему много и не нужно, - анличане так вообще изначально с этим начинаю игру! В этой партии я просто не дал закончиться ходу, чтобы англичане смогли "зарядится"! Плюс я намеренно не отдавал диск инициативы, который тоже дает возможность вызвать подкрепления! Просто до поры до времени держал в резерве гвардейцев, а когда англичане "обсохли", три раза подряд активировал этот корпус и прошелся гвардейским утюгом по центру, смяв оборону англичан. Повторюсь: это только первый ход. Может, мы неправильно играли, может к правилам есть эррата с "патчем" или это действительно неустарнимый дисбаланс, я не знаю. Кто может просветить меня, пишите в комментариях, пожалуйста. (Я уже не говорю про прусскую армию, которая при таком раскладе вообще никогда не подойдет!)

3) Еще одна притензия: условие автоматической победы - достижение 10 фрагов. На мой взгляд такой подход, встречающийся еще в сериях игр от Борга (Античка и Наполеоника Commands & Colors), превращает итак аркадную игру в еще более аркадную гонку за фрагами. В кровопролитных сражениях с большими потерями с обеих сторон, тактика отходит на второй план, и ты уже перестаешь ощущать себя полководцем, который помимо достижения поставленных тактических целей воплощает генеральный план битвы и порой предпочитает беречь людей, не рискуя развязывать бои там, где у тебя нет большого преимущества над соперником, а превращаешься в участника соревнований, для победы в которых тебе нужно, нарушая логику сражения, гнаться за фрагами.

В этом свете борьба за ключевые области теряет особый смысл. В нашей партии ее и не было: мы с Юрой больше пытались маневрировать, чтобы обойти друг друга, чем бороться за "звезды". А по причине того, что переход к последующим ходам все откладывался и откладывался, борьба за контрольные пункты только обескровливала армии, а "пришить" "звезды" к выявлению победителя по их количеству не представлялось возможным...

Избавиться от этой "напасти" можно, только отменив условие автоматической победы по достижению 10 "убитых" блоков. И снова, хотелось бы услышать комментарии по этому пункту.

В общем, стоит, наверное, все-таки "допилить" кое-какие моменты, а так: достойная лайтовая игра, простая в освоении и непродолжительная по времени партии.
Так как у нас с Юрой оставалось достаточно много времени на поиграть, мы все же решили не начинать вторую партию в Waterloo 200, а предпочли разложить еще одну настольную игру, посвященную наступлению немцев на Москву с июле-сентябре 1941 года, точнее смоленскому сражению. A Victory Denied - по сути продолжение A Vitory Lost от Тетцуа Накамуры, и позиционируется как варгейм с несложными правилами. В общем-то сыграли-то мы только один ход, и составить хоть какое-то представление об игре я так и не успел. Но возможно, что мы с Юрой все-таки перейдем на Vassal, и тогда через пару месяцев появиться отчет о партии на 10 ходов.



Начало первого хода. 3-я таноквая группа вдоль Западной Двины и 3-я танковая группа вдоль Днепра.



Конец первого хода. Оказалось, что мы забыли применить модификаторы (два сдвига вправо) для всех немецких атак в первом ходу, и в результате 3-й панцер-группе не удалось закрепиться на советском берегу Днепра в районе Могилева (да и Могилев взять не удалось в общем-то). Тем не менне 2-я панцер-группа довольно хорошо продвинулась вперед. Кроме того, из минского котла немцы (то есть я) оттянули VI и XII корпусы, чтобы поддержать атаку по центру.


До новых встреч!

  • 1

Работа над ошибками

Спасибо Виктору Бухарову за разъяснения в правилах. Да, теперь я понял, что играли мы нарушением пункта правил 6.2 TACTICAL ACTION

To perform a Tactical Action, the Phasing Side must activate at least 1 tactical Leader with a Tactical Value greater than "0".
Thus the Phasing Side cannot perform a Tactical Action by activating only Tactical Leaders at the Heart Level.

То есть получается, что в нашей партии в определенный момент англичане уже не могли активировать своих лидеров (так как все достигли Heart Level). А могли только пассовать, передвигая максимум по одному юниту, находящемуся на Линии Коммуникации. А вот у французов были еще в резерве незадействованные гвардейцы, способные к активации.

Советы от Виктора Бухарова :)
1. Совет для английского игрока - не тратить активации, кто-то должен быть в резерве.
2. В целом есть три варианта плана действий для французского игрока, зачастую победа дотигается путем хорошей комбинации двух из трех варинатов - основной удар слева, справа или по центру.
3. Как вариант хоум рулов у нас были следующие предложения:
— После проведения успешного боя армия может провести перегруппировку или продвинуться в соседние пустые/дружественные области
— После проведенного боя оставшиеся в области части с силой «1» могут отступить в соседние пустые/дружественные области
— Каждый игровой ход состоит из фиксированного числа активаций – 5 (или 6 по решению игроков).
— Победа достигается при уничтожении 12 блоков (вместо указанных в правилах 10).

В общем, хочу сказать: в свете новых знаний хотелось бы в ближайшее время попробовать еще раз сыграть в Waterloo 200, тем более, что Юре тоже не терпится дать матч-реванш.

  • 1