?

Log in

No account? Create an account

Блог наивного варгеймера

Previous Entry Share Next Entry
Золотая медаль Роберта Капы (1959 - Mario Biasetti)
january31
Начиная с 1955 года журнал Life и Международный пресс-клуб (Overseas Press Club of America (OPC)) ежегодно вручают премию имени известного военного фотожурналиста - Золотую медаль Роберта Капы (Robert Capa Gold Medal). Она вручается за "лучший опубликованный фоторепортаж из-за рубежа, потребовавший исключительной храбрости и инициативы". Я бы хотел представить лауреатов этой премии и работ, которые удостоились награды.

Марио Бьясетти (р. 1926)
Жизнь Марио Бьясетти читается как шпионский роман периода Холодной войны. Она наполнена безжалостными диктаторами, порочными наемниками, россыпями алмазов, греческими мультимиллионерами, вооруженными арабскими бандитами, защищающих президентов, красивыми журналистами-шпионами, влиятельными политиками, сладкоговорящими послами, вооруженными мятежниками, пилотами Pan Am, непрерывно курящими военными фотографами, гламурными женщинами, умными консьержами, Папой Римским и сумасшедшими таксистами; и снимающий их всех Марио Бьясетти.

Возможно, служба скаутом в полевой разведке во время Второй мировой войны, дала ему все необходимые навыки, чтобы он стал одним из лучших телевизионных журналистов.

Марио Бьясетти проживал в Бостоне, когда в возрасте 18 лет он был призван в вооруженным силам и в 1945 был отправлен во Францию. Он был в Baker Company в числе 180 человек.

Марио достиг немецкого Шварцвальда, когда война закончилась, и он поехал в Берлин в составе 4 оккупационных войск США, Англии, Франции и Советского Союза. Он работал в подразделении "гражданская цензура вооруженных сил" и ему было поручено фотографировать номерные знаки на советских транспортных средствах, которые использовались для сбора информации. Его приятель вел джип вокруг Бранденбургских ворот, когда русские чиновники пролетали мимо на большой скорости. Он должен был тайно делать снимки их номерных знаков.

После его Марио вернулся в Бостон и начал работать на местное телевидение WBZ. Он громкко заявил о себе, когда одние гангстер удерживал в тюремном дворе в заложниках тюремного начальника. Телевизионные команды собрались вокруг Тюрьмы графства Саффолк, стремясь снимать, что происходило внутри, но все было напрасно, поскольку высокая стена загородила обзор. Находчивый Марио взял напрокат оборудование для сборки урожая и забрался на него. Он снял гангстера и начальника под стеной тюрьмы и создал сенсацию. Так он привлек к себе внимание CBS News.

В 1952 году Марио стал корреспондентом CBS в Бостоне. А в то время телевизионными журналистами становились журналисты радиопередач, например, Эдвард Мерроу, Эрик Северейд, Александр Кендрик, Роберт Траут и немногие другие. Они были столбами вечерних последних новостей и документальных фильмов. Но тогда не было никаких самостоятельных репортеров. Они появились позже. Офис в Нью-Йорке искал оператора или фотокорреспондента для освещения вторжения в Никарагуа. Марио отснял, смонтировал, озвучил и отредактировал свой собственный материал - он стал своего рода предшественником сегодняшнего VJ- или видео-журналиста.

Для того, чтобы быть хорошим журналистом нужно иметь много контактов, дружить с людьми на всех уровнях общества - от таксистов и консьержей до влиятельных политиков. Марио подружился со всеми, с кем смог в Бостоне. Он подружился с братьями Кеннеди. Как представителю CBS в Бостоне, Марио Бьясетти поручили освещение кампанию по выборам президента JFK. Он был удивлен, как в первые годы никто не обращал внимания на молодого JFK, когда он проводил кампанию на улицах Бостона.


Однажды, когда Кеннеди уже стал призедентом и приехал  Бостон, Марио Бьясетти был приглашен на поездку на лодке. Когда Марио шел через газон к пляжу, неся свою камеру, он увидел президента и первую леди, идущую перед ним и не знавшую о его присутствии. Она была уже сильно беременна. Когда они достигли берега, JFK подвернул брюки, и, подняв на руки жену, пронес ее приблизительно 10 местров до шлюпки. Марио снял все это и был убежден, что выиграет Пулитцеровскую премию за снимок президента Соединенных Штатов в таком нежном жесте. Но когда Джеки оказалась в лодке, она увидела Марио и возмутилась тем, что делал Бьясетти. Президент обернулся и завопил: "Марио, избавьтесь от этого!" Что тот и сделал, вытащив пленку из аппарата тут же на пляже.


После доказательства его таланта в Бостоне, CBS решила отослать Марио в горы Сьерра-Маэстра, чтобы следовать за Фиделем Кастро, Че Геварой и кубинскими революционерами. Марио взял интервью у Кастро по крайней мере три раза. А Че Гевара дразнил его, называя Tu habla spaghetti espagnolo.

Никарагуа

CBS News послал Марио в Никарагуа. Приземлившись в Манагуа, Марио взял такси и направился в город. Водитель сказал ему, что все утро в центре города продолжалась стрельба. Когда они достигли города, стрельбу можно было услышать и из машины. Марио попросил, чтобы водитель отвез его в направлении стрельбы, но водитель отказался. “Я не сумасшедший”, - сказал он. Но он согласился подвезти его как можно ближе, а сумки отвезти в отель.

В центре Манагуа солдаты Национальной Гвардии окружили район из нескольких блоков и вели огонь из тяжелого орудия. Марио, лежа на животе, записывал все на свою камеру Bell and Howell, когда один офицер Нацгвардии прогремел: "Кто вы такой?" - "Periodista yankee" (американский журналист), - ответил Марио. Чиновник увидел, что янки снимает происходящее, и  закричал: “Вы арестованы”. Два солдата спереди, два - за спиной и офицер сбоку, - все они отпрваились в гору по направлению в штабу подразделения.

Подумав, какой замечательный снимок получился бы, Марио повернул камеру на себя, как один из солдатов ударил его по голове прикладом. С кровью, текущей с его затылка, Марио неоднократно вопил “embajada Americana, embajada Americana …” (американское посольство) в надежде, что кто-нибудь в соседних зданиях услышит его и позвонит в американское посольство. В главном штабе Марио затолкали в тюремную камеру. Там была раскладушка, раковина и туалет. Также стоял табурет, забравшись на который, он смог дотянуться до проема в стене и снять армейские подразделения во внутреннем дворе, готовящихся к штурму позиций противника. Следующим утром капитан освободил его с извинениями, утверждая, что была допущена ошибка.

Кто-то сообщил о нем в американское посольство, потому что, когда он возвратился в свой отель, его ждало сообщение, чтобы он позвонил в посольство. Посол принес извинения за то, что произошло, у США и Никарагуа были хорошие отношения, и он просил, чтобы Марио не сообщал об инциденте. “Но, мистер посол, я - журналист, кто же как не я, расскажет о том, что здесь происходит”.

На следующий день в отель пришло письмо на фирменном бланке Национальной Гвардии: “Это мистер Марио Бьясетти, американский репортер CBS News. Вы должны обеспечить ему полное сотрудничество и облегчить ему работу в качестве репортера”. Подписанно генералом Сомоза (братом президента).

Правительство послало двух агентов, чтобы всюду следовать за ним, и Марио задался вопросом, как бы ему вывезти отснятый материал за границу.
Марио знал, что летный экипаж Pan Am отдыхал в этом же отеле, поэтому сунув две катушки пленки и кассету в карман куртки, он направился в лобби, когда прибыл экипаж самолета. Никарагуанские агенты сидели в своих креслах и прикладывали все усилия, чтобы быть похожими на туристов. Когда капитан и экипаж подошли к стойке регистарции, Марио беспечно прошел к ним и шептал: “Капитан, пожалуйста, пройдите в комнату для мальчиков”. В туалете Марио объяснил, кто он и сказал: "У меня есть две катушки с пленкой, которые я должен отправить в Нью-Йорк". Пилот не колебался. Несколько телодвижений в стиле Агента 007 и дело сделано. Пилот Pan Am забрал материал и передал его CBS.

В течение следующих нескольких дней два агента следовали за Марио везде, куда бы он не пошел. Марио встретил кубинского фотографа, который тоже снимал военные действия, и однажды ночью, в то время как агенты спали, они выбрались через черный ход отеля и направились в область Chontales, где бушевала борьба. Приблизительно за милю до джунглей, они встретили командира бригады Национальной Гвардии. Марио показал ему письмо, подписанное генералом Сомозой, и попросил гида, еду, одежду и мула. "Мул - ОК, еда - ОК, одежда - ОК, гид - ОК," - сказал командир. Однако для Марио не все оказалось "ОК": гидом был сержант с винтовкой, а одежда была армейской формой. Марио не мог пойти на это. "Это - все, что у меня есть", - сказал командир. И Марио пришлось согласиться.

Движение по джунглям былы тяжелым. Сержант вел мула с кубинским фотографом, а Марио плелся за ними. Приблизительно в 3:00, Марио спросил сержанта, в каком направлении находится Национальная Гвардия. Тот ответил: "Слева". - "А силы повстанцев?" - "Справа". - Марио сказал: "Мы идем направо". - "Никак нет сеньор, Национальная Гвардия - слева". - “Хорошо, мы идем направо", -  повторило Марио. “Сеньор, вы сошли с ума?".  Час спустя Марио спросил сержанта, как далеко они были от позиций повстанцев. Тот сказал: "Очень близко". И тут Марио начал вопить и петь на итальянском, английском, испанском языке все, что он знал. Сержант очень испугался, что мятежники могут услышать их.

В 5:00, когда еще было темно, группа наткнулась на поляну с небольшой деревянной хижиной и крестьянами внутри, те спали. Когда они увидели сержанта с оружием, они боялись худшего. Они предложили свои кровати, но кубинец, сержант и Марио, мокрые и усталые, решили все-таки спать на деревянной веранде, снаружи. Внезапно, как будто от землетрясения хижина дрогнула от появления десятков мятежных солдат, появившихся со всех сторон. Они увидели униформу сержанта Национальной Гвардии, повешанную для просушки и его оружие и подумали, что вся троица была гвардейцами, Марио почувствовал на своем животе свол винтовки. Марио закричал "periodista Yanqui". Бородатый молодой человек на прекрасном английском языке сказал: "Докажи". Марио мягко попросил, чтобы оружие было убрано от его живота и открыл свою сумку, где он держал свой паспорт, пленки и пачки сигарет. В тот период Марио курил по 3 пачки в день. Человек посмотрел на паспорт и заграбастал сигареты, ликуя, как будто наступило Рождество. Марио просил лидера повстанцев оставить ему несколько. Тот вручил Марио одну сигарету.

Англоязычным лидером той группы мятежников был Педро Хоаким Чаморро, редактор оппозиционной газеты Никарагуа La Prensa. (Жена Чаморро Виолета Чаморро стала президентом Никарагуа в 1990 году). Группа солдат Чаморро  была потрепана и голодна. Они считали, что ведут безнадежный бой и подумывали над тем, чтобы сдаться. После долгих споров было решено, что Марио выведет тех, кто хотел сдаться назад на правительственную территорию вместе со священником группы. Педро Хоаким Чаморро и другие борцы вернулись в джунгли.


Марио чуть не умер по пути назад через джунгли со сдавшимися мятежниками. Они выкурили все его сигареты, а он был безнадежно подсевшим на никотин. Он был в таком отчаянии, что стал курить какие-то листья, которые он нашел в джунглях, и отравился. Он был близок к смерти, но сумел выжить. Тогда он поклялся, что больше никогда не прикоснется к сигаретам снова, и он сдержал свое обещание.

В 1959 году 31-летний Марио Бьясетти получил престижную премию в области журналистики - Золотую медаль Роберта Кэпы - за свою оценку обеих сторон в борьбе в Никарагуа.

Дальнейшая карьера Бьясетти сложилась очень удачно. Не буду подробно описывать все его репортажи и командировки, а предлагаю пробежать по вехам. Итак...

В 1960 году Марио Бьясетти освещал события в Конго.


В 1960-70х годах он поработал в Индии, пообщался с Индирой Ганди, - в то время когда она только стала премьер-министром. Ездил в Европу, в Ватикан. Брал интервью у Папы Римского Ионна Павла II.


В 1985 году Марио Бьясетти послали за сенсацией в Бейрут. Террористы Хезболлы угнали сомолет, следовавший из Афин в Рим и удерживали в заложниках экипаж и пассажиров в Бейрутском аэропорту. ABC News в ошеломляющем репортаже удалось взять интервью у пилота, капитана Джона Тестрэйка, через окно кабины.


В 1998 году Марио изменил свой принцип работы и отошел от острых ощущений, грязи и песка дорог и адреналина в районах боевых действий. Он начал посвящать свое время историям в вечном городе Риме. Fox News назначили его продюсером новостей, освещающих события, начиная с выборов Папы Римского Бенедикта XVI, заканчивая итальянским премьер-министром Сильвио Берлускони с его "бунга-бунга"-оргиями, а позже капитаном Шеттино и тонущим круизным лайнером Costa Concordia.

Источник: mozzarellamamma.com