?

Log in

No account? Create an account

Блог наивного варгеймера

Previous Entry Share Next Entry
Игровой дневник. 18-я неделя 2016 года (25.04-1.05)
january31
Со старшим сыном познакомились с соло-игрой Constantinople, о которой я упоминал в варгейм-дайджесте. Ну а прежде, чем приступить к игре, я вкратце рассказал ему историю Византийской империи:

Название "Византийская" Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя - Византий, куда римский император Константин I перенёс в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в "Новый Рим". В 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи на западную и восточную части, образовалось новое государство - Византийская империя, которое меньше, чем через 70 лет стала исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима (так как Западная Римская империя окончательно и бесповоротно приказала долго жить).

Наибольшими владениями империя владела при императоре Юстиниане I (527-565 гг.), вернув себе на несколько десятилетий значительную часть прибрежных территорий бывших западных провинций Рима и положение самой могущественной средиземноморской державы. Но в следствие своего выгодного во всех отношениях местоположения империя на всем протяжении своего существования (поздняя Античность и Средневековье, - 10 столетий), постоянно подвергалась нападениям и захватам территорий со всех сторон. Со стороны осколков Западной Римской империи на Константинополь нападали варвары, их сменили готы и вандалы. Византия вела длительные войны с персами, имела короткие военные конфликты с гуннами, болгарами и армянами. в VII веке пришли арабы, захватившие бывшие земли Рима в Египте и Сирии, и в конце концов осадили сам Константинополь (к счастью крепостные стены были не по зубам арабам).

Это "гифка" показывает границы Византийской империи в хронологии (нужно кликнутьпо ней)

В течение следующих трех веков Константинополь оставался самым восточным краем христианского мира - один на один против потока следующих одной за другой волн исламских наскоков. Не сумев примирить Восточную Православную церковь с католическим папством в Риме, византийцы воззвали к Западу: "верните Иерусалим для христианского мира", и тем самым породили серию Крестовых походов. Королевства Западной Европы послали большое количество охочих до чужого добра рыцарей и дворян, чтобы сразиться с Сарацином, и те на какой-то временной период даже вернули Святую землю, основав государство крестоносцев, но в конечном счете, во время позорного четвертого Крестового похода ретировались восвояси и разграбили сам Константинополь.


Византийское величие никогда больше не смогло восстановиться до прежних размеров, и следующие два века стали горестным рассказом об отступлениях и плате дани то одному нападавшему, то другому. Самым мудрым из императоров удавалось натравливать одного противника против другого, создавая союз здесь, указывая на более богатую цель там, но в конечном счете казна опустела, а удача отвернулась от византийцев. 80-тысячная армия турок-османов, владеющая осадными орудиями и последними технологиями, осадили и захватили Константинополь.

После этого ликбеза мы приступили к игре. Игроку, управляющему правительством и вооруженными силами Византийской империи, противостоят десять противников (пять из них присутствуют на карте изначально, остальные прибывают на игровой стол позже). Исторические события, действия противников и игрока управляются картами событий. Вообще, вся колода из 30 карт делится на три исторические периода (по 10 карт в каждом), карты внутри каждого из этих периодов перемешиваются, а события происходят в случайном порядке. Мы же воспользовались исторической последовательностью, чтобы подкрепить наши вновь приобретенные знания о развитии империи в хронологическом порядке. Нам предстояло удерживать Константинополь от физического уничтожения или экономического краха до того времени, пока не закончится колода карт, в этом случае присуждается победа.


В нашем распоряжении имеется карта, в центре которой находится Константинополь, и к нему сходятся пять дорожек, по которым движутся войска оппонентов - готы, гунны, вандалы, персы и армяне. На административном дисплее отражаются текущие характеристики и состояние дел в нашей империи, так называемые ресурсы - стены, армия, памятники, и статусы - династия, экономика и религия. Когда любой из этих параметров (кроме памятников) достигнет 0, наступает конец света для Византии. После этого подсчитываются очки, по количеству которым можно судить, насколько ты искусный правитель. А очки можно получить за количество пережитых ходов (по 1 очку - за 1 карту), за построенные памятники (по 2 - за памятник) и за "угомоненных" оппонентов (по 6 очков - за каждого). Исторически Византия "дошла" до 30-го хода (в принципе, нам-то и нужно повторить ее подвиг), "похоронила" двух врагов - вандалов и болгар, - и построила Собор Святой Софии, то есть заработала: 30 + 12 + 2 = 44 очка. В терминах игры - это "незначительная победа".


Каждый ход - это историческое событие (на карточке есть краткое описание сути события), которое влечет за собой изменения либо на географической карте, либо на административном дисплее. Следуя указаниям на карточках и последовательно производя манипуляции с маркерами на карте и дисплее, мы вершим историю и ведем Византийскую империю либо к процветанию, либо к краху.


Чего же добились мы со Львом? Скажем откровенно: немногого. Достигли мы только 565 года (седьмой ход). В это время Византийской империей правил как раз Юстиниан I, яркий генерал, вернувший римской империи былую славу и собравший по кускам крупнейшее на тот период государство в Средиземноморье. Но только сначала готы, а потом армяне друг за другом разрушили четыре крепостные стены и захватили город. Каково: Константинополь - как часть армянского государства?! Хотя, думаю, что долго армянским он бы не был. Рано или поздно он пал бы под напором, если не арабов или персов, то турки через 900 лет отобрали бы его у кого бы то ни было. Но во всяком случае, такое развитие истории привело бы к тому, что Русь была бы не православной. А интересно: какой?


В целом, игра оказалось добротной. Как и заявлял ее разработчик, Стив Ашинг: "Это не очень подробное и исторически точное моделирование истории Византийской Империи, но игра базируется на истории и дает ощущение действительного состояния дел Византийской Империи в течение ее существования и дает некоторое понимание истории, окружающей Константинополь и Византийскую Империю". А с заявленным уровнем игра отлично справляется. Главное, чему я рад, что после партии в нее, даже закончив игру так рано, у сына появилось желание сыграть еще раз и побольше узнать про Римскую и Византийскую империи, Крестовые походы, осадные технологии и устройство крепостей.

А в плане демонстративного материала при рассказе о Византийской империи в игровой форме в школе или историческом кружке, "Константинополь" был бы незаменимым. Побольше бы таких игр, пробуждающих в молодежи интерес к истории!

На главную страницу проекта: СЮДА