?

Log in

No account? Create an account

Блог наивного варгеймера

Previous Entry Share Next Entry
Игровой дневник. 8-я неделя 2016 года (15.02-21.02)
january31
Долго не оставлял в игровом дневнике записей, и на то было несколько причин. Но главная заключалась в том, что на протяжении без малого двух недель у меня на столе была разложена партия в Fighting Formations, которая, если честно, отбила у меня желание возвращаться к этой игре, по крайне мере в ближайшие 2-3 месяца. И написание отчета по проведенной партии я все откладывал и откладывал. Насколько противоречивые чувства она у меня вызвали. Но попорядку

Это была моя не первая и не вторая партия в эту игру, а восьмая или девятая по счету. Надо сказать, что играл я не в хронологическом порядке, а в рекомендуемом (знатоками) порядке возрастании сложности. Так в этом списке сценарий A Surprise at Sunrise идет девятым по счету. Я бы не сказал, что этот сценарий сложный, нет. Но наличие на поле такого большого количества быстро передвигающейся техники заставляет немного внимательнее отслеживать ситуацию на карте. А количество бросков кубиков довольно серьезно затягивают игровой процесс, хотя он длится всего-то каких-то 5 ходов (если, конечно, наступит "внезапная смерть"). Несколько сло в про серию и игру, а в конце отчета я напишу, что же меня так сильно смутило.

Каждая игра серии Fighting Formations посвящена боевому пути одной известной дивизии. Серия - это громко сказано, так как вышла пока только одна игра, и посвящена она элитному формированию вермахта - пехотной дивизии "Великая Германия". Работа над второй игрой об  американской 29-й пд еще идет, в ближайшее время, может быть, уже в этом году, она будет выпущена издательством GMT Games. Гейм-дейзанер обеих игр - Чад Йенсен. Почему именно "Великая Германия"? Ну, наверное, потому что это была одна из самых действенных подразделений вермахта и действовало на самых тяжелых участках фронта, за что и получила прозвище "пожарная команда". По количеству кавалеров Рыцарского креста "Великая Германия" занимала второе место среди войсковых сухопутных соединений Третьего рейха. В 1940 г. в составе 19-го моторизованного корпуса под командованием Клейста полк (тогда еще полк) "Великая Германия" принял участие в продвижении группы армий "А" по территории Франции и взятии Парижа. Весной 1941 г. полк перебросили в Югославию для взятия Белграда. А летом включили в состав группы армий "Центр" для нападения на СССР (в составе 46-го моторизованного корпуса 2-й танковой группы под командованием Гудериана) вторым эшелоном. Участвовал в в ликвидации окруженных советских войск под Минском, затем под Могилевым. После того как советские войск перешли в контрнаступление, а это было в июле 1941 г., механизированный полк отвели с передовой и заменили его пехотой.

После отвода с передовой и пополнения численности осенью 1941 г. полк "Великая Германия" принял участие в операции "Тайфун" (дойти до Москвы и закончить Восточную кампанию, выведя Советский Союз из войны), которая, как мы знаем, провалился. В начале 1942 г., находясь в обороне в Орловской области, полк понес большие потери и был отведен в тыл для пополнения. И вот в апреле было принято решение создать на базе полка "Великой Германии" одноименную моторизованную дивизию.

Сценарий, который в игре идет под номером 1 и описывает события, произошедшие у переправы через реку Олым (Курская область) 1 июля 1942 года.
Накануне, 30 июня, пехотная дивизия "Великая Германия" доложила в 48-й танковый корпус, что заняла плацдарм у переправы через реку. Авангард дивизии включал в себя части 1-го гренадерского полка, разведовательный батальон и танковый батальон. С утра пехота завтракала в своих окопах недалеко от железнодорожной насыпи, а танки в отдалении в это время заправлялись и пополняли боеприпасы. Два противотанкового орудия смотрели в направлении предполагаемого появления вражеского патруля. Дымящиеся остовы двух T-34, оставшиеся от вчерашнего сражения дополняли пейзаж. Все было тихо.


Советские танки врываются на позиции немецкого авангарда:

За первый ход немцы понесли большие потери - обе пушки были уничтожены, кроме того были уничтожены 2 отделения гренадеров:

Участник того боя, фельдфебель Рапп, записал:
"Мы как раз собирались съесть свой завтрак, как внезапно услышали крик: "Вражеские танки справа и спереди!" Мы запрыгнули в наши танки и завели двигатели... Мы проехали через железнодорожные пути и направились к позициям наших противотанковых орудий. Там, на расстоянии приблизительно 150 метров, двигался T-34  и стрелял по одной из наших пушек. Он уже переехал наше другое орудие, которое было размещено чуть впереди. "Готов! Огонь!" - "Есть! Прямое попадание!" Другой T-34, который появился позади первого, был подбит моим соседом. Еще один вражеский танк хотел спрятаться позади горящих танков, но и его судьба была предрешена."

Битва танков против танков была жесткая: советские потери были: 3 танка T-34  и 2 танка T-60, немецкие: 5 танков Pz III J. Немецкие танки, пользуясь прикрытием дыма, зашли советским танкам в тыл и взяли их в кольцо:

В то время, как 2-я рота билась с советскими танками, большая часть танкового батальона были готовы выдвинуться к месту столкновения. Заметив еще вражеские танки, находившиеся пока на расстоянии в 1500 метров, танки не медля вступили в поединок. Первая рота, состоящая из Pz IV, появилась слева и начала подбивать вражеские танки один за другим. Они получили приказ преследовать любые отступающие танки. Фельдфебель Рапп продолжал:

"Когда мы продвинулись вперед, мы оказались под огнем, который по нам открыли справа. Внезапно наш танк вздрогнул. Мы получили попадание в ходовую часть; были оторваны два катка. Что делать? Кто-то из экипажа соседнего танка, находившего справа от нас,  выбирался из пылающей машины. Их танк тоже загорелся - прямое попадание!... Вражеский танк, который это сделал, был обнаружен у железнодорожной насыпи. Два наших танка направились в его сторону. Прямое попадание подорвало вражеский танк, и его башня отлетела, приземлившись прямо на железнодорожные пути."

Вот здесь меня игра, если честно разочаровала :( То есть, не сама игра, а ход игры в данном сценарии.

Кинув несколько десятков раз кубики за атаку, за броню, за ответный огонь, я подумал о том, что танковый бой складывается не так, как бы я хотел. Эта перестрелка вылилась в обоюдный тир. На протяжении 3 ходов отдавался практически только один приказ: "Огонь"! В такой ситуации выиграть может только тот, кто перестреляет противника. Ну, в результате так и получилось: вот те две "четверки", которые решили исход боя:

Это первая моя претензия к данному сценарию. То есть у меня сложилось ощущение, что это игра не про танки, на такой территории (в пределах игрового поля) им "тесно". Сценарии с пехотой, даже при поддержке техники, смотрятся более органично. Но когда образуется сшибка, механика игры с ними не справляется, места для моневра фактически нет. Наверное, трудно ожидать чего-то большего от боя на открытой местности. И еще: где подбитые и горящие остовы танков? По правилам уничтоженная техника просто убирается с поля, но при наличии такого количества техники на поле, я думаю, что это критично.

Второе. Для советской стороны задача в получении VP усложняется тем, что получить их можно только путем уничтожения пехотных и "пушечных" немецких подразделений. В самом начале сражения танки уничтожили 6 пехотных отделений и 2 артиллерийских расчета получили 16 VP (2 VP за юнит). За остальными гоняться по карте было не с руки, т. к. подошли немецкие "тройки" и нужно было в первую очередь разобраться с ними, иначе бы те не позволили безнаказанно топтать свою пехоту. Немцы же получают 3 VP за каждый уничтоженный танк. Итого 34 VP - максиму, что могут в этом сценарии получить Советы, и 54 VP - максимум, который могут получить немцы. Хм-м-м...

И если до прихода немецкого подкрепления в виде Pz IV F у советской стороны есть еще шанс свести хотя бы к ничьей, то с приходом "четверок"... Конечно, апеллировать к балансу в варгеймах дело глупое (а в этой игре дисбалансных сценариев, по крайней мере, половина), но если это все-таки игра, рассчитанная на двух человек, то у второго игрока, должна же быть хоть призрачная возможность выиграть. На фото ниже видно, что, когда пришло время бросат кубик на "внезапную смерть", и так стало понятно, что доигывать партию совершенно бесполезно: совсем уж неприличное преимущество у немцев (33 VP):

Последние минуты боя - последний советский танк уничтожен. Так закончился сражение дивизии "Великая Германия" на советской земле в новом обличии:

Итоговые потери с обеих сторон на конец игры:

В итоге: я не ставлю крест на игре (как будто я могу это делать ;) ), но вернусь я к ней еще не скоро. На полках уж запылились коробки с давно неигранными варгеймами. Лучше получать удовольствие от игры, чем "ставить галочки" в списке сыгранных партий.

На главную страницу проекта: СЮДА

  • 1

Новость о продолжении серии Fightin Formations

Появилась новость, что сейчас тестируется вторая игра серии (о 29-й дивизии). И возможно будет дополнение к уже существующей (события 1943 года). Подробнее здесь: http://max-bog.livejournal.com/48413.html

  • 1