Блог наивного варгеймера

Previous Entry Share Next Entry
Guadalajara: заметки разработчика
january31
Мне всегда интересно читать примечания гейм-дизайнеров, встречающихся по тексту правил, позволяющих понять, чем автор руководствовался, когда вводил тот или иной пункт правил. А также заметки авторов, описывающих поиск информации по конфликту и процесс разработки игры. Я долгое время хотел углубиться в тему гражданской войны в Испании, но как-то все руки не доходили, а на полке целый год пылилась коробка с Guadalajara. И вот на Тесере я увидел отчет об это игре от Андрея Шлепова (Здесь вам не Абиссиния!), и понял, что это знак! ;)

Впечатления от игры остались у меня смешанными, и я думаю, что это заслуживает отдельного поста, но сейчас не об этом. Здесь бы я хотел привести примечания разработчика игры и его заметки, касающиеся его исторических изысканий. В двух словах про саму игру:

Игра Guadalajara посвящена операции, проводившейся Итальянским экспедиционным корпусом (Corpo Truppe Volontarie, CTV) в направлении Гвадалахары с конечной целью взять Мадрид и положить конец Гражданской войне. Неожиданное для наступающих, вязкое сопротивление республиканской армии, в которой полным ходом шла глубокая реорганизация, стало причиной провала этого наступления, заставив националистов отказаться от попытки штурмовать столицу и пройти долгий путь через захват всей страны, прежде чем объявить себя победителями. Каждый игровой ход представляет собой один или два дня, а каждый гекс имеет размер 1 км. Размеры подразделений варьируются от роты до батальона (итальянские и фалангистские бандерас эквивалентны батальонам). Артиллерийские подразделения представляют собой группы батарей. Кавалерия - по эскадронам.

А теперь предоставляю слово самому разработчику игры, Эрнесу Сассоту:

Когда я начал разрабатывать эту игру, я провел большое исследование по играм, посвященным гражданской войне в Испании. Таких игр оказалось крайне мало и, по-моему скромному мнению, они были очень неточными. В них было несколько полезных идей, но я думаю, что большинство из них были провальными, потому что они были слишком похожи на игры, посвященные второй мировой войне или имели чересчур сложный геймплей. Гражданская война в Испании могла бы быть приквелом ко ВМВ, но обе войны имели слишком много различий между собой и существующие игры просто неверно изображают ее. В Guadalajara я попытался отразить некоторые специфические для гражданской войны в Испании черты, но с помощью SCS сделать это было не просто. Было множество идей, которые выглядели великолепно на бумаге, но слишком сложны в реализации и с трудом укладывались в стандартные правила серии SCS, так что пришлось их немного "порезать". Я надеюсь, что этого оказалось достаточно, чтобы дать вам возможность почувствовать, что такое Гражданская война в Испании. Было бы высокомерием заявлять, что это абсолютно достоверная военная игра, и тем самым я умаляю предыдущие попытки, поэтому я не буду этого делать. Я уверен, тот длинный путь, по которому прошли многие разработчики передо мной, привел к тому, что нам удалось получить хорошую симуляцию этой войны. Я буду счастлив, если эта игра стане еще одним шагом в правильном направлении.

Народная республиканская армия
Если вы взгляните на часы, то вы точно будете знать, сколько сейчас времени, если вы взгляните на вторые часы, вы уже не будете столь уверенными, а если вы взгляните на третьи, вы будете окончательно дезориентированы. Этот пример из жизни также справедлив и в отношении источников боевого расписания, особенно когда вы пытаетесь отследить путь подразделений армии в процессе ее полной реорганизации, как это было в случае с Народной республиканской армией. Когда вспыхнула гражданская война, значительная часть испанской армии присоединилась к националистическому мятежу, в то время как те подразделения, которые остались верными правительству, получили существенный урон, особенно офицерский корпус - в следствие дезертирства, тюремного заключения или казней. Регулярные войска, которые правительство могло мобилизовать против восстания, били дезорганизованы. Это было время народного ополчения. Иногда спонтанно, но чаще всего организованно, левые политические партии и объединения - тысячи рабочих - формировали ополченческие подразделения, которые и остановили первый большой удар националистических войск. Несмотря на успех обороны, понесшей ужасные потери в рядах неопытных и нескоординированных милицейских отрядов, было ясно, что если война собиралась быть долгой, нужно организовать объединенную Республиканскую армию. Эта реорганизация началась в последних месяцах 1936 года и закончилась в первых месяцах 1937 года.

К марту 1937 года, к началу гвадалахарской операции, батальоны и смешанные бригады народной республиканской армии, сформированные из рядов бывших ополченцев, были более или менее укомплектованы, и реорганизация подошла к логическому завершению. Тем не менее, учитывая их происхождение и отсутствие подходящей экипировки, большая часть подразделений была далеко, очень далеко от комплектования согласно штатно-организационному расписанию и табелю имущества (TO&E). Каждое подразделение имело свой дефицит в кадрах и экипировке, поэтому экстраполяция данных не давала общую "модель" армии. Изыскания в том, какое имущество, имело то или иное подразделение, были мучительными, а об истинных значениях параметров на республиканских фишках можно только догадываться. Не пытайтесь найти тенденции в числах на фишках республиканцев, их там нет.

Могут возникнуть некоторые вопросы по поводу состава бригад, представленных в игре. Если субординация одних бригад сохранялось с начала битвы и до ее конца, то в других бригадах батальоны переходили из одного подчинения в другое несколько раз в течение сражения.

Итальянский экспедиционный корпус
Итальянский боевой порядок было проще получить, хотя и здесь были неудачи. Не было проблем с организацией дивизий и субординации Группы Бандерас (Grupos de Banderas), принимавшей участие в битве (хотя некоторые источники могут даже пропустить целую дивизию!!!), определение того, как бандерас сформировали каждую группу было несколько сложнее. Нет двух источников, которые я обнаружил, которые показали бы одинаковый состав, и все ухудшалось, когда выяснилось, что одни источники идентифицировали бандерас по их названию, а другие - по их номеру (при этом ни название, ни номер не соответствовали друг другу). Тем не менее, мало по-малу боевое расписание было составлено.

С штатно-организационным расписанием и табелем имущества (TO&E) работать было намного проще. Все подразделения только недавно прибыли из Италии и я мог вывести базовые тактические показатели подразделений. Различия в показателях, представленных на фишках, объясняются штрафами к базе в соответствии с историческими представлениями об итальянских дивизиях в той битве.

С боевым расписанием итальянских артиллерийских подразделений получился сущий кошмар. С основными подразделениями было просто, а вот субординация независимых подразделений разнилась в разных источниках, даже у одних и тех же авторов. В любом случае, CTV был очень хорошо экипирован и многократно превосходил своих республиканских визави. Итоговые группы, представленные в игре, - некий компромисс между всеми источниками информации, с "порезанными" характеристиками за неправильное использование итальянцами орудий.

Испанская националистическая армия
Информация по боевому расписанию довольно однородная во всех ресурсах и большая часть подразделений являлись регулярными батальонами, напрямую перешедшие на сторону националистов из предвоенной испанской армии, таким образом здесь моя работа была минимальная.

Способность к развитию атаки
Корректное развитие атаки боевого успеха - не тривиальная задача. Чтобы получить максимальный результат, нужен опыт и подходящие подразделения, хорошо оснащенные для этих целей и хорошей выучкой и доктриной. В гвадалахарской операции с обеих сторон было много подразделений, полностью соответствовавших этим требованиям, особенно в тех жестких условиях, в которых протекала битва. Простые сельские парни из частей ополчения, только недавно влившиеся в ряды народной республиканской армии, хорошо оснащенные, но не прошедшие тренировки, итальянские добровольцы или волонтеры-фалангисты и карлисты, возможно, были более или менее готовы эффективно сражаться, но они не обладали профессионализмом профессиональной армии или более тренированных и экипированных интернациональных бригад и элитных коммунистических соединений. Вот почему только небольшая часть этих подразделений имеет возможность быть помещенными в резерв.

Линия разделения
Может показаться странным наличие этой линии, поскольку линии, разделяющие различные сектора линии фронта, обычно меняются время от времени в зависимости от хода событий. Тем не менее, эта битва стала особым случаем несогласованных действий между союзниками. Независимо от событий итальянцы и испанцы договорились о том, что река Бадьель будет линией разделения: итальянцы были уверены в том, что они войдут в Гвадалахару, не встретив на своем пути большого сопротивления, и хотели весь успех в операции приписать себе, в то время как испанцы, опираясь на собственный опыт, не считали, что наступление - это просто прогулка и не хотели участвовать в операции. Они постоянно выступали против, не говоря уже о невысказанном удовлетворении, когда высокомерные итальянцы, которые хотели выиграть войну за пару недель, были биты Республиканской армией ("Они могут быть красными, но прежде всего они испанцы"). Линия разделения тщательно соблюдалась всегда и обоими союзниками, даже когда итальянцы были остановлены, ни одно из подразделений с другой стороны Бадьели не пришли к ним на подмогу. Когда итальянцы отступили, из арьергарда подошли испанские подразделения, но не для того, чтобы поддержать новую итальянскую атаку, а установить новую линию обороны, чтобы воспрепятствовать республиканскому развитию атаки в будущем. Опциональное правило 4.4 дает больше гибкости игроку за националистов в случае дальнейшего сотрудничества и построения альтернативных планов.


4.4 "Гибкая" линия разделения
Примечание разработчика: тестовые партии выявили тенденцию республиканских игроков к отказу от формирования на севере линии фронта против националистических подразделений. Выбирая способ обороны, он бросает все свои усилия на разгром итальянских войск и восстанавливает войска, потерянные на севере, уже на южной стороне от реки Бадьели. Чтобы предотвратить это, это правило заставляет республиканского игрока оставлять на северном берегу способные к качественной обороне войска.
4.4а. После 5-го хода в любой момент, когда к северу от линии разделения будет находиться меньше чем четыре республиканских подразделения, испанские националистические подразделения могут пересекать линию разделения в количестве не более 2-х подразделений в ход...

Альтернативное восстановление итальянских добровольцев
Итальянская мораль сыграла решительно важную роль в этом сражении, в итоге которого дивизия "Божья воля" (Dio Lo Vuole) сломалась и начала дезорганизованно отступать, что стало угрожать всем итальянским позициям в целом. И спровоцировало общее отступление. Правила, затрагивающие мораль и панику, отражают и эти суету и ограниченную возможность этих подразделений получать серьезные потери. В процессе игры когда начнутся большие потери, это должно стать предупреждением для игрока за итальянцев: он должен чередовать подразделения на передовой - как это и было исторически - когда одни из них получают слишком много потерь, это может привести к локальной катастрофе. Предотвращение этого в условиях, когда нужно обеспечивать защиту тылов от республиканских контратак подразделениями из-за пределов карты (см. далее), - дело нелегкое. И особенно это трудно, когда ближе к концу партии правила морали начинают прижимать итальянского игрока.

Некоторые игроки считают процесс отслеживания морали и паники слишком громоздким, и что это чересчур перегружает правила. Если это ваш случай, вы можете свободно использовать правило 4.9, которое пытается отразить хрупкость добровольческих подразделений намного проще, но это будет менее исторично. Ваш выбор.


4.9. Упрощенные правила паники.
4.9а. Игнорируйте все правила, касающиеся итальянской морали, паники и вынужденного отступления, а также боевых модификаторов, применяемых к паникующим подразделениям.
4.9b. Итальянские добровольческие подразделения не бросают кубики на восстановление, они перманентно уничтожаются. ИСКЛЮЧЕНИЕ: к итальянским штабам применимо правило восстановления штабов.)

Далее приведу еще несколько дизайнерских замечаний, касающихся отдельных пунктов правил.

Противотанковая оборона:
Из-за отсутствия специальных противотанковых орудий в начальный период гражданской войны в Испании обе армии в качестве временной меры превращали в оные легкие орудия, из которых огонь велся прямой наводкой. Поскольку танки еще не были совершенными машинами, эта временная мера была более эффективной, чем можно было бы подумать, и если орудия и не уничтожали танк, то могли его остановить.
[Вся артиллерия с радиусом обстрела в 3 гекса и противотанковые подразделения могут использоваться как ПТ-орудия, которые получают +1 DRM при обороне (только).]

Бой с участием танков:
Первый раз в истории во время гражданской войны в Испании мы увидели влияние на бой современной, быстрой, бронированной техники в относительно больших количествах. Не смотря на все недостатки в экспериментальном использовании (неправильная тактика и формирования, ненадежность, слабое вооружение и броню, отсутствие опыта у экипажей) танки имели решающее значение в бою.
[Если в бою бронетехника используется только одной из сторон, она дает положительный DRM. После такого боя по соответствующей таблице определяется судьба танков - останутся ли они в поле или отправятся на ремонт. Если обе стороны используют бронетехнику, противостояние танков проводится по отдельной таблице, на бой пехоты влияния они уже не оказывают.]

Истощение огнеметов:
Система снабжения итальянских войск не была способна одновременно поддерживать наступление сразу четырех дивизий. Огнеметы в этой битве использовались с хорошими результатами как против пехоты, так и против танков несколько раз; однако системе снабжения не удалось снабдить огнеметное оборудование топливом, потому эти подразделения после полного израсходования топлива становились бесполезны.

Бриуэга:
Город Бриуэга - был важным коммуникационным узлом и лежал в сфере планов итальянского продвижения. Бриуэга был одним из самых плохо оборудованных для обороны городов, котоые только можно представить. Он находился в низине и был окружен холмами, с которых он обозревался как на ладони. Город мог быть легко обстрелян артиллерией, а все движение в городе прекрасно просматривались с высот. Если выиграете за итальянцев, вам сразу должна бросится в голову мысль: вы должны захватить холмы вокруг Бриуэги, как только доберетесь до города. Исторически итальянцы здесь потерпели самое грандиозное для себя поражение в гражданской войне в Испании.
[При захвате четырех из семи окружающих Бриуэгу гексов, защищающиеся в городе подразделения теряют оборонительный бонус (удвоение силы обооны), а аатка проходит с +2 DRM.]

Перемещение за пределами игровой карты:
Перемещение за пределами карты дает игроку за Республику больше гибкости против негибких планов итальянского командования. Чтобы уберечься от возможных фланговых атак, итальянцы должны оставлять в занятых городах гарнизоны.

Республиканская политическая несовместимость (опциональное правило):
Когда началась гвадалахарская операция Республиканская армия находилась в процессе реорганизации. Все политические колонны были теоретически интегрированы в смешанные бригады. Тем не менее некоторые подразделения, сохранили свою коммунистическую или анархическую самоидентичность, в том числе сильное взаимное недоверие друг к другу. Коммунистические и анархические полдразделения испытывали серьезные проблемы, сражаясь плечем к плечу. Проблемы, которые иногда приводили к открытому кровопролитию между ними.
[Коммунисты и анархисты не могу группироваться в одном гексе и прводит скоординированную атаку.]

Итальянские авиабазы (опциональное правило):
Итальянский авиационный корпус (Aviazione Legionaria) базировался в местности, бедной на авиабазы и не был боеспособен во время плохой погоды. Вот почему ее появление в битве носит эпизодический характер и имеет такой жалкий эффект. Это опциональное правило пзволяет итальянским самолетам разместиться на хороших аэродромах и поддерживать свои войска.
[Итальянский игрок теперь также может получать авиационные очки по соответствующей таблице. Без этого правила он это делать не мог.]

На этом откланяюсь. Мой перевод может немного хромать, но я постарался как можно лучше передать мысли Эрнесто.

?

Log in

No account? Create an account