Блог наивного варгеймера

Previous Entry Share Next Entry
[Игровой дневник] Лампы гаснут по всей Европе
january31
Мне представилась, наконец, возможность обогнать обе столицы и написать об игре, в которую в нашей стране играли единицы. The Lamps are Going Out (от Кирка Ульмана и Compass Games) - третья для меня стратегическая игра по Первой мировой войне, в которую я играл за мою небольшую "карьеру" варгеймера. Другие две, кстати, - Paths of Glory и The First World War - принадлежат "перу" одного гейм-дизайнера - Теда Рэйсера. Сделаны они все по-разному, но отлично передают атмосферу предмета. "Лампы", так для краткости я буду называть сегодняшний объект рассмотрения, являются несложным варгеймом на захват территорий. В идеале играется на четверых человек: с одной стороны один играет за Германию, второй - за остальные Центральные державы во главе с Австро-Венгрией, с другой стороны один - за Британию, Францию, Бельгию, Италию, второй - за русских, сербов, румын и американцев. Один ход - сезон года, всего 17 ходов.

Пару недель назад наша варгеймерская ячейка (я, Андрей Leto, Юра Spector и Юля) вновь собралась, чтобы разделить Европу на сферы влияния. Случайным образом мы распределили роли: нам с Андреем выпало делить Западный фронт - мне за союзников, Андрею - за Германию, а Юле и Юре - Восточный фронт.

Участники действа ходят друг за другом в строгой последовательности: 1) Германия, 2) Западные союзники, 3) Восточные союзники, 4) Австро-Венгрия+, - и выполняют в определенном порядке действия. Розыгрыш события, движение войск, проведение сражений. Первым двум игрокам "позволено" чуть больше других: Германии и Франко-Бритам, как представителям прогрессивной и наукоемкой промышленности, в определенную фазу можно попробовать что-нибудь "изобрести", путем рандомного вытаскивания карточек (для каждой стороны - своя колода). Среди изобретений могут быть боевые газы, боевые самолеты, боевые танки (как будто танки могут быть не боевыми) и другие "плюшки", способные принести пользу в ведении войны. Почти все технологии имеют тру уровня, и с каждым уровнем приносят все больше пользы на поле сражения. На мой взгляд, довольно удачная реализация механики.

Кстати, название игры появилось из фразы министра иностранных дел Великобритании сэра Эдварда Грея "Лампы гаснут по Европе, и мы при нашей жизни уже не увидим, как они вспыхнут вновь", якобы произнесенной им в первый день новой европейской войны.


Карта нарисована "абы как" (реально, возникает впечатление, что рисовал ее ребенок), но в общем очертания стран и территорий легко узнаваемы и ориентирование на местности не вызывает больших затруднений. Позабавили некоторые названия: например, в России на росне с территориями Польша, Украина, Кавказ встречаются Киев, Смоленск, Петроград и... Россия! :)

Военно-морской аспект в игре воплощен в виде борьбы британских и немецких флотов в Северном море/Ла/Манше за морское блокировани/деблокирование Центральных держав. Присутствуют и немецкие субмарины, но только в виде бросков кубиков по таблице в определенную фазу британского хода. Ущерб, который могут нанести подлодки выражается в потерянных очках снабжения "покоцанных" войск". В свою очередь немецкий игрок в определенную фазу своего хода кидает кубики на выяснение ущерба своим подлодкам в результате союзнической противолодочной борьбы.

Кстати, как и в "Путях" (карточка "Пушки Августа") разработчики "Ламп" обещают игроку за Германию "золотые горы" при захвате Бельгии, и этим предложением грех не воспользоваться.


"Лампы", хотя и не является игрой на карточном движке, активно эти карточки использует. Кроме вышеупомянутых "технологических карточек" игроки в начале своего хода разыгрывают случайные события - уникальные для каждого игрока, оказывающих судьбоносные изменения как на карте так и за ее пределами. Начиная с вступления в войну "минорных" стран и заканчивая большевистской революцией в России. Все познается в сравнении, и если сравнивать "Лампы" с "Путями славы" (для краткости - "Путями) Теда Рэйсера, то жестка детерминированность свершения события может немного смущать (как это было у меня), потому что в "Путях" у тебя есть возможность отложить свершение некоторых событий на время, а то и вообще их не разыгрывать, то здесь ты просто вынужден мириться с судьбой. Вот, например, участие в войне Италии: Италия - ахиллесова пята союзников на Западном фронте и в "Путях" можно максимально оттянуть момент вхождения итальянцев в войну, - подложить, так сказать, соломки. В "Лампах" Италия "заявляет" о своих "притязаниях на европейское господство" как обухом по голове - по случайно вытянутой карточке.

Ниже можно увидеть размытые свидетельства ожесточенных боев за Италию в нашей партии. Когда Центральные державы в лице Андрея и Юры обратили внимание на это слабое место, я понял, что песенка Союзников в этой войне спета. Тем более что на Восточном фронте дела шли все хуже и хуже, а Санкт-Петербурге вообще пошли слухи, что "царь ненастоящий". "Тащить" еще один фронт никак не входило в мои планы, да и людских ресурсов хватало только для того, чтобы не пустить немцев к Парижу. Однако просто так сдавать Апеннинский полуостров я не захотел, и чтобы хоть как-то сдержать австрийцев, венгров и немцев (похоже на начало какого-то анекдота), я все же изыскал резервы и перекинул одну британскую армию в Альпы. И вопреки моих ожиданиям мне удалось не только удержать промышленный район, но со временем и вытеснить супостата из страны. Хотя одно время на протяжении порядка четырех ходов к этому маленькому кусочку фронта было приковано всеобщее внимание, и здесь было сосредоточенно огромное количество немецкоговорящих войск, бравые итальянцы при поддержке британцев отстояли Альпы.


На мой взгляд, ощущение бесперспективности лобовой атаки против глубоко эшелонированной обороны даже с использованием боевых технологий в этой игре переданы очень хорошо. На Западе развернуться вообще негде, зато на Востоке исход битв решал маневр.


Ближневосточный фронт в "Лампах" представлен вообще схематично, от части из-за невысокой роли этого фронта в войне. Тем не менее, контроль над Синаем и Басрой, дает туркам победные очки.

Турция, вначале казавшаяся легкой добычей для союзников, оказалась им не по зубам - ни англичанам, ни русским. А турки благодаря Юре вообще шастали по всей России (и кажется, до Москвы не дошли каких-то 30 км... ну, тут я могу путать с другими историческими персонажами). Высадка британцев или французов в Галлиполи или Греции не сулила ничего хорошего, поэтому я даже не стал планировать эти операции.


В отличие от "Путей" в "Лампах" присутствует и африканский театр военных действий. Здесь мне удалось подавить немецкие отряды самообороны, что тоже отразилось на итогах партии.


Еще один момент в игре, который меня сильно смутил: изначально Россия обречена, - рано или поздно начинают выходить событийные карточки, "готовящие" Россию к великим потрясениям - падению царизма и большевистской революции, - и этого никак не избежать. Рано или поздно Россия убирает свои войска с карты, и тогда Центральные державы без оглядка смогут переключиться на западных союзников. В "Путях" Теда Рэйсера тоже возможна капитуляция России, но сделано это там, если так можно выразиться, "мягко детерминировано", не так, как здесь. Да еще и нужно соблюсти целый ряд условий сначала для свержения царя, а затем и для революции. "Лампы" в этом плане более жестокие, особенно к игроку за Россию, которому, если совсем не попрет, можно сворачивать манатки и идти домой... Ах да, американцы!..


... А американцев можно вообще не дождаться! Как вышло и у нас: у Юли выходили событийные карточки, оттягивающие прибытие армии США в Европу. Мало того, что нужно, чтобы Америка приняла решение принять участие в мировой войне, так они еще и собираются три хода! В нашей партии они появились только на последнем ходу, да и то только на американском континенте. То есть изначально странам Антанты надеяться можно только на собственные силы... и на силу науки.

Антанте помогли танки, которые были изобретены ближе к 1918 году. В результате подготовленной атаки мне удалось выбить немцев из Бельгии и восстановить довоенные границы. А по совокупности захваченных Центральными державами территорий им не удалось набрать для победы требуемых победных очков. В "Лампах" не предусмотрена ничья, победили союзники. (и надо отметить, что без поддержки из-за океана.












В итоге хочу добавить, что игра мне понравилась, так  она точно передает атмосферу окопной войны (особенно на Западном фронте). Окопы в "Лампах" играют большую роль. Не скажу, что игра простая (про правила вообще ничего не скажу, доступно ли они изложены или нет, - в них разбирался Андрей), но ее можно отнести к крепким середничкам. По продолжительности нашей партии можно сказать, что занимает она не больше 8 часов (но мы как всегда играли не торопясь, тщательно обдумывая свои ходы, и закончили ее часов за 10). Стал бы я ее рекомендовать? Если у вас нет возможности раздобыть Paths of Glory, то да ;)

Другие страницы игрового дневника: здесь.

?

Log in

No account? Create an account