Блог наивного варгеймера

Previous Entry Share Next Entry
[Игровой дневник] Война Сталина
january31
Коробка со Stalin's War от Теда Рэйсера и GMT Games пылилась на моей полке с варгеймами больше года! Однажды я уже пробовал разложить ее, но тогда она, как говорится, "не попала в струю": тогда я никак не мог переварить систему записи хода с многочисленными маркерами на трех треках. И только после знакомства с другой игрой того же Теда Рэйсера - Paths of Glory - правила "Войны Сталина" четко улеглись в мой голове.

Эта игра мне очень понравилась (честно говоря, не ожидал), даже не смотря на то, что разыгрывать мне ее пришлось сольно (та еще шиза - особенно в играх на карточном движке). Осталось только найти "жертву" и научить все, что умею сам!

Не буду пересказывать, что происходило на игровой карте - в целом ход событий корелировался с историей (а это с хорошей стороны характеризует игру). Тем более, что по началу я снова, как и несколько месяцев назад, передвигал боевые фишки и маркеры согласно условному примеру, предложенному разработчиком для наглядного объяснения игрового процесса. В середине второго хода примера игроку предлагается продолжить партию, ну, я и не стал начинать с начала а воспользовался предложением.


Поделюсь впечатлениями от игры, и на этот раз постараюсь обойтись без спойлеров (как это получилось в отчете по "Путям славы"). И тут я уж никуда не денусь от сравнения "Войны" и "Путей" Рэйсера - очень уж они похожи. Видно, что игровые механики из PoG не просто были перенесены в другой контекст, а произошло некоторое "переосмысление" и доработка механик. Между Paths of Glory и Stalin's War Тед Рэйсер выпустил, если можно так выразиться, "промежуточный вариант" - World War II: Barbarossa to Berlin, где карта еще не гексагональная. Но переход к гексоганальной карте - это только видимые изменения. На мой взгляд, несколько "шероховатостей", свойственных "Путям" разработчик сгладил. Итак...

В подробном примере условный игрок за Ось взял с места в карьер и мирясь со штрафами за последовательный розыгрыш карточек ради оперативных очков двинул свои войска на восток. В примечании Тед Рэйсер так и сказал, что такая острая игра "немецкой сборной" может рано или поздно выйти ей боком. Но по мере того, как развивались события, и общего характера игры на захват территории, ко мне пришло понимание, что иначе за страны Оси играть здесь нельзя - нужно продвинуться как можно глубже в СССР - создать задел, чтобы было путь отступления был как можно длиннее.




К вопросу о "детерминизме" в играх на карточном движке (CDG): кому-то могут не нравиться подобные варгеймы за их "заскриптованность", - в них исторические событийные карточки как-бы подталкивают игроков идти по определенному историческому руслу (в том числе поощряя победными очками), но именно такие игры дают более глубокое погружение в атмосферу конкретного военного конфликта. Вас, конечно, никто не заставляет разыгрывать событие с карточки, а потратить оперативные очки на свое усмотрение, и узнать, к чему это может привести.

Передвижение войск по карте по большей части может происходить без траты оперативных очков, они нужны только для того, чтобы выйти из вражеской зоны контроля (и то, если там не остается союзных войск) и на стратегическую переброску небольших подразделений. Розыгрыш карточек ради оперативных очков несколько раундов подряд уменьшает количество доступных очков на 1 с каждым последующим раундом. Эта ситуация отслеживается маркером на отдельном треке. Сбросить этот "прогрессивный штраф" можно, разыграв карточку ради очков пополнения или разыграв событие (есть еще возможность в свой раунд не тратить карточку, тогда счетчик также сбрасывается). С одной стороны такой подход ограничивает свободу действий - тебя постоянно вгоняют в дефицит оперативных очков, с другой стороны Тед Рэйсер нашел несколько, на мой взгляд, изящных решений для того, чтобы "скрасить пилюлю". Взять, к примеру, идею с "отложенными оперативными очками": до розыгрыша игроком за Ось события "Гитлер принимает командование", каждый ход он, игрок, бесплатно получает по одному такому очку. У Советов аналогичная возможность появляется после розыгрыша события "Лэнд-лиз". Кроме того, игроки могут в свой раунд не разыгрывать карточку и провести одну атаку (при этом счетчик последовательных оперативных очков также обнуляется). А еще есть распутица...

Конечно, порой может возникнуть ощущение некой "игры в игре", когда тебе приходится планировать и манипулировать розыгрышем карточек, пытаясь совладать с событиями, разворачивающимися на стратегической карте, но будем считать, что с такими же проблемами имели дело командования обеих противоборствующих держав, когда имея ограниченные ресурсы, нужно поспевать в нескольких местах фронта.

Что касается событий, то в этой игре они показались мне чуть более интересными, чем в Paths of Glory. В Stalin's War присутствует очень много "одноразовых" событий, карточки которых удаляются из игры после их розыгрыша. У них есть определенные временные рамки (плюс-минус), за которыми они уже не работают. Например, восстание в Варшаве, может случившееся летом 1944 года (в моем случае оно, к сожалению, было подавлено СС-овцами уже в следующем раунде):


Разделение колоды карточек Советов и Оси в Stalin's War на две части - "Блицкриг" и "Тотальная война" - на мой взгляд, дало больше вариантов для действий обеим сторонам в начале игры, по сравнению с аналогичным разделением колоды в Paths of Glory на три части - "Мобилизация", "Ограниченная война" и "Тотальная война". Немного поясню свое мнение.

В PoG в начале хода игрок получает 7 карточек, всего же на этапе "Мобилизация" - 14 карточек. То есть имея определенный игровой опыт, запомнив какие карточки противника вышли в первом ходу, можно точно сказать, какие карточки у него на руках на втором ходу. Конечно, те же самые карточки можно разыграть по разному, но тем не менее. В SW карточек на этапе "Блицкриг" уже намного больше, соответственно, вариантов развития события тоже будет больше.

Кроме того Тед Рэйсер отказался от идеи, реализованной в "Путях", по которой одна из стороны при переходе на следующий этап развития войны может это сделать раньше другой, а соответственно раньше противника получить некоторые преимущества. Это делает игровой процесс интересней потому, что тебе нужно решать - либо получить оперативные очки здесь и сейчас, либо "вложиться" в будущее. К сожалению, этот аспект был убран из "Войны Сталина" (может, как раз для того, чтобы решить проблему, описанную в предыдущем абзаце), где тотальная война для обеих сторон начинается одновременно.


"Скажи-ка, дяде ведь не даром, Москва, спаленная пожаром" германцу отдана?. Не даром...


Забуриваясь глубоко в территории противника (в первую очередь это, конечно же, касается немцев) нужно внимательно следить за путями снабжения. Поступление вооружения, обмундирования и продовольствия в этой игре перекрыть довольно легко: достаточно, чтобы железная дорога оказазалась во вражеской зоне контроля, - совсем как в другой игре Теда Рэйсера, Reds!

Исход партии решился в последнем раунде последнего хода. Красная армия освободила Варшаву, взяла Бухарест и Бресау. Берлин с Гитлером в бункера остался за немцами, но по победным условиям (маркер ПО на нуле и ниже) СССР оказался победителем. При этом Италию вывели из войны в 1944 году, а Западный фронт открыли только весной 1945.


В игре не хватает маркеров для отражения количество "нефтеносных гексов", хотя в других маркерах дефицита не наблюдается: особенно это касается маркеров контроля - проблема для Paths of Glory (об этом я упоминал  в путевых заметках). С другой стороны, необходимость отслеживать контроль над городами - большими и малыми,- для прослеживания путей снабжения чересчур захламляет игровую карту. Хотя, с этом спокойно можно жить.








Напоследок повторюсь: игра мне очень понравилась, особенно на фоне того, что я только-только закончил читать мемуары Гейнца Гудериана "Воспоминания немецкого генерала". Очень кстати совпало! Эта игра оказалась из тех, которые сразу после окончания партии захотелось разложить еще раз.

В сети можно встретить упоминание о том, что одному геймеру удалось сломать игру, играя за немцев. Ну, что тут сказать?... Постараюсь оставаться в счастливом неведении как можно дольше!...

Другие записи игрового дневника: здесь.

  • 1
Ты правда доигрался до 1945 года? Поздравляю, я в десяти партиях, сыгранных исключительно по почте, ни разу не играл дольше первой зимы: либо немцы выигрывали, либо их сносили зимним контрнаступлением. Причем использовали обе версии правил, исходную и последующую, со штрафами немцам.

А ты по каким правилам играл?

Да, с первого по последний ход. Использовал живые правила с сайта GMT Games.

Значит, со штрафами для немцев, когда они не могут обнулить счетчик сыгранных карт за здорово живешь.

Еще претензии, которые у меня есть к "Войне Сталина": это отсутствие годовых сценариев, казалось бы, элементарная вещь. Кроме того, Рейсер перестал поддерживать игру, назначив "любимой женой" по "восточному фронту" The Dark Valley.

Да, я заметил, что у немцев свойственна "игра в игре", когда приходится планировать розыгрыш карточек таким образом, чтобы своевременно обнулять счетчик.

Ну, если немного подумать, то можно придумать и малые сценарии для Stalin's War.

А на счет "любимой жены": видно, что человек растет над собой. Сначала World War II: Barbarossa to Berlin, потом Stalin's War, сейчас The Dark Valley.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account