Блог наивного варгеймера

Previous Entry Share Next Entry
[Рецензия] Русский дневник
january31
Год назад я написал пост "Роберт Капа - человек и фотокор", где в конце упомянул о поездке Капы в компании с Джоном Стейнбека в послевоенную Россию, и обещал рассказать о ней как-нибудь в другой раз. Так вот этот момент настал! Но не потому, что я долго собирался с мыслями. Нет, я буквально только на днях дочитал "Русский дневник" и решил поделиться этим с вами. (Кстати, Капе я в свое время посвятил проект "Золотая медаль Роберта Капы" - начал, но вскоре забросил. Надеюсь, в скором времени возобновить проект.)

Итак, с чего все началось. В марте 1947 года американский писатель и прозаик Джон Стейнбек и фотокорреспондент Роберт Капа, сидя в одном нью-йоркском баре, рассуждали о том, что такое новости и о том, как их подают: "То что нам сегодня преподносят как новость, часто вовсе и не новость, а мнение одного из дюжины ученых мужей о том, что означает эта новость"... Знакомо, не правда ли? Ничего не меняется под солнцем. А так как дело происходила после окончания Второй Мировой войны, то и речь постепенно переключилась на эту тему.

"Мы принялись обсуждать, что может в этом мире сделать честный, свободомыслящий человек. Ежедневно в газетах появляются тысячи слов о России. О чем думает Сталин, что планирует русский генштаб, где дислоцированы русские войска, как идут эксперименты с атомной бомбой и управляемыми ракетами, и все это пишут люди, которые в России не были, а их источники информации далеко небезупречны. И нам вдруг пришло в голову, что в России есть много такого, о чем вообще не пишут, и именно это интересовало нас больше всего. Как там люди одеваются? Чем ужинают? Устраивают ли вечеринки? Какая там вообще еда? Как они любят и как умирают? О чем говорят? Что они там танцуют, о чем поют, на чем играют? Ходят ли их дети в школу? Нам показалось, что хорошо бы узнать обо всем этом, сфотографировать этих людей, написать о них".

Так родилась идея поездки в послевоенную Россию, которую поддержал редактор New York Herald Tribune и обещал всяческую помощь. Эти два товарища получили разрешение приехать в Советский Союз, но так, наверное, до конца своей жизни и не узнали о том, что возможность посетить СССР рассматривалась с советской стороны с особой тщательностью. Творчество и социальный статус Стейнбека подверглись особой проверке и даже была запрошена справка из Америки о писателе: "политическое лицо Стейнбека не слишком симпатичное, он не участвует в работе прогрессивных организаций, марксизм для него оказался модой и после романа "Гроздья гнева" из его произведений исчезла социальная идея. Справка Союза писателей была еще хуже: из нее следовало, что "в книгах Стейнбека, имеется некоторая болезненность, тяготение к патологии". Убежденная коммунистка Джессика Смит, издававшая в США на деньги Москвы журнал "Советская Россия сегодня", дала Стейнбеку и вовсе убийственную характеристику. Она писала, что Стейнбек после "Гроздьев гнева" "проделал большой путь назад, превратился в разложившегося и циничного человека", что "его тенденция - снизить людей до уровня рефлексов: он одобряет людей с чисто животными инстинктами". О том, что представляла собой поездка Стейбека и Капы в Россию с точки зрения принимающей стороны, можно прочитать в статье "Американские писатели в СССР: Стейнбек" на сайте "Радио Свобода".

Тем не менее, известному американскому писателю отказывать не стали, а вот по поводу приезда фотографа Роберта Капы возникли большие сомнения: нужен ли здесь американский фотограф, если в Союзе хватает своих. Стейнбек убедил российского консула, что ему нужен именно Капа. Стейнбек и Капа посетили Москву, Киев и его окрестности, Сталинград, Тбилиси, Батуми.

Роберт Капа и Джон Стейнбек в гостиничном номере в Москве

В книге-репортаже "Русский дневник" вы не найдете откровений или сенсаций. Стейнбек своим материалом хотел развенчать все мифы и небылицы, которые ходили про русских, распространяемых в основном людьми, которые никогда в Советском Союзе не были. "Русские - это тоже люди, и, как и все остальные, они очень хорошие. Те, с кем мы встречались, ненавидят войну, а хотят они того, чего хотят все: жить хорошо, со все большим комфортом, в безопасном мире". Это хорошая позиция - взгляд на себя со стороны. И взглянуть на наших соотечественников конца сороковых можно взглянуть через строчки книги Джона Стейнбека и объектив Роберта Капы. Эта книга лишина какого-либо политического подтекста и прапаганды, она о простых советских людях, приходящих в себя после войны и смотрящих в будущее со светлым оптимизмом.

Очевидно, что книга изначально внесистемная, не нашла положительных откликов ни с американской стороны, ни с советской. Интересно, что в конце "Русских дневников" Стейнбек предвидел эту ситуацию и написал: "Мы знаем, что это дневник не удовлетворит никого - ни истых левых, ни вульгарных правых. первые скажут, что он антирусский, вторые - что он прорусский. Конечно, этот дневник вышел несколько поверхностным, но разве он мог быть другим? Мы не будем делать никаких выводов, за исключением одного: русские люди похожи на всех других людей на Земле. Конечно, есть среди них и плохие, но хороших намного больше".

В США "Русский дневник" вышел в свет в 1948 году, но и особой популярности на родине писателя не снискал, книга показалась американцам просоветской. В Советском Союзе вообще издавать не стали, посчитав его антисоветским. Как и предсказывал автор. И только в 1990 году, спустя двадцать два года после смерти писателя, издательство "Мысль" сочло возможным опубликовать эту книгу тиражом в сто тысяч экземпляров. Не меньшего внимания заслуживает и предисловие к книге, написанное Леонидом Жуховицким.


"Русский дневник", издание 1990 года, издательство "Мысль"

Кстати, снимки сделанные во время поездки Робертом Капой не вошли ни в американское издание, ни, тем более, в советское. Но зато в "Русский дневник" вошла целая глава, написанная фотографом - "Официальная жалоба", в которой он жалуется на трудности жизни фотографа и своего товарища по путешествию, Стейнбека.

Второе издание "Русского дневника" появилось в 2017 году благодаря издательству "Эксмо" - и на этот раз иллюстрированный снимками Капы. Хотя, если честно, я бы хотел, чтобы количество иллюстраций было больше, тем более что Роберту Капе позволили вывести из Советского Союза порядка четырех тысяч снимков (конечно, не все снимки прошли цензуру, - этому эпизоду посвящено несколько страниц книги, но тем не менее). Но насколько я знаю, большая часть этих снимках участвовала в экспозиции Эдварда Стейхена "Род человеческий" (The Family of Man), которая выставлялась в сорока странах, где ее посетило около десяти миллионов человек. Также издавались сборники робот Капы (например, The Definitive Collection), а также много его фотографий хранится на сайте международного фотоагентства (созданного по инициативе Капы) Magnum Photos - www.magnumphotos.com.


"Русский дневник", издание 2017 года, издательство "Эксмо"

Отличная книга, написанная с помощью "реалистического и поэтического дара, сочетающегося с мягким юмором и острым социальным видением" (именно такой формулировкой сопровождалась Нобелевская премия по литературе, присужденная в 1962 году Джону Стейнбеку). Рекомендую к прочтению.

P.S. Эта та книга, после которой мне захотелось съездить в Грузию.

?

Log in

No account? Create an account