Блог наивного варгеймера

Previous Entry Share Next Entry
Игровой дневник. 27-я неделя 2016 года (27.06-3.07)
january31
Это одна из моих любимых игр: интересны и тема, и система. И хотя реиграбельность Karelii не сказать уж чтобы высокая, но все же тянет играть в нее вновь и вновь. Karelia ’44 - игра оперативного уровня, сфокусировавшаяся на последней кампании советско-финской войны (25 июня 1941 - 4 сентября 1944). Действия разворачиваются в Карелии параллельно с высадкой союзников в Нормандии. Целью русских было выведение Финляндии из войны. Для этого Советы сформировали две сухопутные армии, одну воздушную армию и внушительную армию артиллерии. Самоуверенная после ряда побед против Германии Красная Армия перешла в наступление в Карелии 9 июня 1944 года с сокрушительного артиллерийского обстрела (второго по плотности после Одерской операции).

Уговорил Юру (Spector Us) на партию в Карелию через Вассал. Он, конечно, не сильно сопротивлялся, но мне пришлось привести несколько доводов за то, что через Вассал все-таки удобнее, чем в реале, по крайней мере в игры серии Standard Combat Series.

Плюсы от Vassal'а:

  1. В партию можно играть сколь угодно времени. Особенно это актуально, когда раскладываешь полную кампанию (в нашем случае мы начали в конце апреля, а закончили только в конце июня).

  2. Удобство просмотра стеков (двойным кликом на стопке или просто наведением курсора). Кто знаком с серией SCS, тот знает, что фишки здесь маленькие, а размеры гексов ненамного больше, поэтому в случае, когда у тебя в стеке 3 фишки, а сверху - 1 или 2 маркера, то поднять группировку и при этом не потревожить рядом стоящие стопки - очень затруднительно. А поднимать фишки, чтобы освежить в памяти, что там находится, приходится довольно часто. Кстати говоря, в SCS реализуется принцип "тумана войны". Ну как реализуется: нельзя смотреть под верхнюю фишку (или маркера) стека противника, и в некоторых модулях Вассала можно блокировать свой стек от посягательств "вражеской разведки", но в Karelia '44, к сожалению, этого нет, и поэтому можно только надеяться на порядочность партнера (у нас Юрой с этим все в порядке :) ).

  3. Возможность "отмотать" назад лог, чтобы просмотреть какой-то момент.

  4. Играть можно удаленно, в комфортное время.

Есть и пара минусов (правда некритичных):

  1. Использование авиа-поддержки в обороне предполагает присутствие соперника в игре "здесь и сейчас", так как нужно решить, будет ли обороняющаяся сторона использовать авиацию или нет, что в свою очередь влияет на результат и возможное продвижение после боя. Ну, таких случаев у нас было от силы пара-тройка, и сильно это на игре не сказалось.

  2. Свойственное для всех модулей Вассала неудобное "зумирование" и позиционирование. Тоже не такое уж и неудобство, можно привыкнуть.

Итак, 9 июня 1944 года. Вдоль Главного оборонительного рубежа (ГОР) финнов было сконцентрироно 15 регулярных и гвардейских дивизий в составе 21-й и 23-й Армий. Им были приданы 9 танковых полков (с новейшими ИС-2), 5 артиллерийских дивизиона (280 и 305 мм), 3 самоходно-артилейриских полка (с новейшими ИСУ-152) , 2 полка "Катюш" и еще кое-что "по мелочи". За ГОР следует ВТ-линия (VT-linja, Vammelsuun-Taipaleen Linja), а за ней еще и ВКТ-линия (VKT-linja, недостроенная оборонительная линия, которая должна была пройти от Выборга через Купарсаари до Тайпале). И это не говоря про подкрепления (8 стрелковых дивизий). Каждая советская дивизия представляла собой 3 стрелковых полка и одну артиллерийскую бригаду.


ГОР чуть ближе. Вообще, Юра (он играл за финнов) не создал сплошную линию обороны, чем я и воспользовался, просочившись через ГОР. Но прежде всего я на первом ходу провел Организованное наступление. Организованное Наступление представляет собой интенсивную подготовку русскими главного наступления и использование дополнительной ("закадровой") тяжелой артиллерии. Но для его проведения требуется время на подготовку. "Перезарядка" Организованного Наступления происходит за 3 хода (всего их доступно 3 штуки). И если результаты обычного артобстрела довольно "щадящи" для обстреливамой стороны, то Массированный Артобстрел (который является главной частью Организованного Наступления) гарантированно дает "дезорганизацию", но часто и наносит урон, а то и два. Вторая состовляющая Организованного Наступления - "вторая волна", назначенные подразделения за один ход могут подвигаться два раза, что очень важно при стремительном наступлении.
К слову, на вопрос, что это за "призраки" отвечу словами Дина Ессига (он доводил игру до ума):

"Я добавил в игру призраков, потому как финнам всегда не хватает людских резервов, чтобы удерживать оборонительный рубеж. Призраки дают им возможность распространять свое влияние на соседние гексы, создавая наступающим дополнительные сложности, так как будучи призраками они не могут быть атакованными непосредственно. Добавив в игру эти "подразделения", я добавил немного фана и игрового юмора в качестве бонуса."

На начало первого хода войска 21-й Армии (внизу по центру) разорвали линию обороны и заняли одну "звезду". Кстати про "звезды": это ключевые гексы с определенной стоимостью. Всего на карте 25 "звезд" с суммарной стоимость 39 ПО. Победные условия в полной кампании на конец игры - иметь 20 и больше ПО. Соответственно,н а начало игры у финнов - 39 очков, у Советов - 0.


2 ХОД
Второй ход: 21-я армия "обвалакивает" финские войска, оставшиеся в укреплениях ГОР, лишая их снабжения. А 23-я Армия (в верхнем правом углу) при поддержке отдельных дивизий 21-й обходят ГОР с запада.


Храбрые финны не стали отсыживаться на второй линии и бросать своих товарищей, а бросились на подмогу и дали довольно серьезный отпор. Тем не менее, еще 2 звезды в активе СССР (3:36 - в пользу Финляндии).



3 ХОД
3 ход для Советов начался, прямо скажем, неважно: товарищ Сталин осерчал, что советские войска ведут себя нерастропно. Союзники уже дошли до Кана, а мы, понимаешь, еще топчемся на советской стороне.

"Русский игрок находится под огромным давлением от необходимости добиться целей, поставленных Сталиным в этом наступлении. Время критично и игрок не знает точно, как долго "Босс" (Сталин) позволит ему добиваться поставленной цели. Поэтому продолжительность игры – величина переменная. Если командир будет чертовски невезучий, он может объяснять свои действия перед Боссом намного раньше, чем хотелось бы. Не пожелаешь и врагу…"

Для отслеживания того, как долго будет продолжаться игра, в Karelia '44 служат Очки Терпения Босса. В начале игры у Советского игрока имеется 2 Очка Терпения Босса, и в процессе игры у него будет несколько способов заработать еще (если быть точным, то 4). В пред-игровую фазу игрок за Советы должен бросить кубик и при значения 1-3 - лояльность Босса падает на 1. Чтобы продолжать игру, советский игрок должен иметь по меньшей мере одно Очко Терпения Босса. Таким образом, для выполнения победных условий на момент, когда маркер со Сталиным опустится до 0, выиграет та сторона, у которой будет 20 и более ПО.

То есть еще до начала хода у командующего фронтом встал выбор: выполнять условия для получения очка терпения босса или понадеяться на то что в при следующей проверке терпения босса не выпадет 1, 2 или 3 (а проверка проходит в начале каждого хода). Честно говоря, мне не хотелось отдавать свои войска (необходимое условие в данном случае) и я решил, что даже если Сталин прикажет отправить меня в ГУЛАГ, начатое мной наступление продолжит мой приемник. Короче, понадеялся на русский авось. ;)


Дин Эссиг про Очки Босса и переменную продолжительность игры:

"Когда мы тестировали игру, обычно кампания состояли приблизительно из 19 ходов. Из игры в игру становилось ясным то, что игра превратилась в битву за кучку победных гексов, разбросанных по все карте. Добавление Очков Терпения Босса дало переменную длительность, неизвестную обоим игрокам. У виска русского игрока находится ствол пистолета, и он вынужден продвигаться вперед, чтобы прорвать первые две оборонительные линии. После этого для того, чтобы игра продолжалась, он должен балансировать между отводами войск и продвижениями. Лучшая стратегия для финского игрока - цепляться за позиции настолько долго сколько возможно."

Финны "отстреливаются" и отходят. Вообще Юра доольно хорошо использовал тактику hit-n-run.  Дин Эссиг: "Задача финской стороны: сдерживание, но более эффективным способом сдерживания является не оборона нескольких последовательных линий, а использование операций по типу "бей- беги", главной целью которых будет максимизация потерь Советской стороны, дезорганизация потенциальных атакующих и маневрирование войсками по полю боя."


4 ХОД
Бросок на терпение Босса... "5". Уф, пронесло! "Послэдный шанс, Выктор Вадымовыч".

В благодарность за доверие подразделения 23-й Армии занимает еще одну звезд и тем самым выполняют одно из условий получения Очка Терпения Босса: "взятие ГОР". А также это 4 ПО в копилке СССР (4:35 в пользу Финляндии).


Финны всячески стопорят мои передовые войска.


5 ХОД
Гвардейцы 21-й армии уже достгли второй оборонительной линии (ВТ-линии). Взяли звезду (счет 5:34). Передовые отряды 23-й армии тоже не стоят на месте, только оставлять в тылу финнов не стоит, - несколько полков добиват врага в котле...


...враг в котле сидеть не желает и пытается вырваться.


6 ХОД
И снова товарищ Сталин недоволен. Здесь я уже не стал испытывать судьбу и решил выполнить одной из условий получения очков лояльности, а именно: вывел 24 (!) уровней не-гвардеских подразделений из игры. 24 (Двадцать четыре), Карл! И как дальше сражаться. Но Главке нужны эти войска где-то в другом месте. Справляйся как можешь!

А меж тем, мы заполучили еще одну звезду (6:33 в пользу Финляндии).


А финны воспользовались тем, что я стал перетягивать дивизии, подчиненные штабу 21-й армии поближе к родному штабу (снабжение от своего штаба ограничено - для 21-й армии - 12 гексами, 23-й армии - 10 гексами) и отбили одну звезду (5:34), к счастью, этот факт никак не вляет на уже полученные очки терпения босса. Но русские взяли Кивеннапу (снова 6:33).


7 ХОД
Настало время второго Организованного наступления. Я бы сделал это раньше и не надо было бы так волновать при проверке терпения главнокомандующего, но финские войска довольно хорошо тормазят "красный каток" и только сейчас у Советов настала реальная возможность использовать Массированный артобстрел.

Как результат: захвачено еще 2 звезды и еще 3 на очереди.


Все, финны бросили VT-линию, сил удерживать просто не осталось, даже при условии, что за Финляндию "играет" так называемая "группа Кюльмяоя".

Когда Советы начали массированную атаку на Карельском перешейке, Гитлер отправил финнам несколько подразделений в помощь для оказания сопротивления. Наряду с более или менее символическими наземными силами (122-ой пехотной дивизии и 303-й штурмовой бригады) более существенная помощь пришла в виде Группы Кюльмяоя. Это было составное подразделение, сформированное из 35 "Штук", 15 бомбардировщиков-штурмовиков Fw-190, 30 истребителей Fw-190 и горстки разведывательных самолетов. Их влияние на советское наступление было ощутимо и они сыграли важную роль в конечной остановке советского нападения.


7 советских против 32 финских ПО.

8 ХОД
Стремительное продвижение на Выборг (пока он Виипури, но это дело времени). Промежуточный итог: 10:29 пока в пользу Финляндии.


Финны организуют очередное препятсвие на пути 21-й армии - засели в болотах южнее Ляхде, при этом вторая дорога на Выборг совершенно открыта. На другом конце карты - на берегу Ладоги остатки 6-й и 18-й дивизий цементируют оборону вокруг Тайпале, "звездный" город, контроль над которым дает 3 ПО.


9 ХОД
С ходу берем еще 2 "звезды" и получаем 3 ПО (всего 13:26).


10 ХОД
И снова Большой Босс недоволен. На этот раз, чтоб смягчить босса, приходится расстаться со всеми гвардейскими частями, а я так к ним привязался! А счет меж тем уже 14:25.


11 ХОД
Советы берут еще одну "звезду" в 2 ПО. Всего: 16:23. Финские войска похоже Виипури отдавать не собираются, еще бы, город занимает 2 гекса, один из которых стоит 3, а другой - 5 (!) победных очков. Тайпале ценой в 3 ПО - тоже лакомый кусок. Но у меня в запасе есть еще одно организованное наступление!


Да, еще взяли одну "звезду" на северном краю карты. Теперь 17:22. Совсем близко!

12 ХОД
За мной, похоже, уже выехали. Я снова испытываю терпение Сталина, и приходится недожидаясь пока мои войска дойдут до Виипури, использовать Массированный Артобстрел на Тайпале. В результате артиллерийского обстрела и последующего продвижения взят Тайпале (это на востоке), а на западе поселок Йоханнес, это плюс 5 ПО. 22:17 - теперь уже в пользу СССР!


Осталось закрепить: взять Виипури, переименовать его в Выборг и поставить точку в этой наступательной операции.

Но от того, что сделал Юра, когда понял, что хоть я и набрал 22 очка, игра-то еще не окончилась (и теперь все упиралось в то, когда скажет свое веское слова товарищ Сталин), у меня все похолодело внутри. Финский 14-й артбатальон танковой дивизии и 4-й полк 17-й дивизии перемахнули через реку Суванто и ринулись на юг. То же проделали 4-й и 14-й полки 6-й дивизии в тылу 21-й армии. В фазу финской реакции плюс в свой ход они преодолели десятки километров и захватили три "звезды"!

Пару слов, что это за танковая дивизия, которая лекго преодалевает водные преграды (вообще-то, механизированные подразделения не могут этого делать). Вот что пишет о них разработчик Эрнесто Сассот:

Panssaridivisioona (для игроков упрощенно как Panzer или Pz): Финская танковая дивизия была странным подразделением-гибридом, который нельзя было сравнить ни с какой другой танковой дивизией других стран. Ее самым большим подразделением была танковая бригада, которая была слаба и неэффективна. Бригада состояла примерно из 90 трофейных советских танков, - 80 из которых были ненадежными Т-26! Реальная ударная сила дивизии была в маленьком, но намного более эффективном батальоне штурмовых орудий, экипированном 23 StuG III G, которые фин-ны нежно называли Sturmi («Стурми»).

Вопрос только в том, какие из этих подразделения могли преодалеть реку, а потом так шустро передвигаться по шоссейным дорогам? Как бы то нибыло все в рамках правил!


13 ХОД
Без Организованного Наступления на штурм Виипури мне пришлось бы потратить слишком много времени. А имея в тылы такие подвижные части как финская артиллерия, можно поставить крест на высоких целях. Если на прошлом ходу внутри меня похолодело, то в этом ходу все упало... (язык не поворачивается сказать "в хорошем смысле"). Я понял, что догнать финских "бегунов" я никогда уже не успею. Хоть мне и удалось вернуть одно ПО назад, все равно счет уже был 18:21.


Финны ходят и уже 12:27!


14 ХОД
Терпение Большого Босса лопнуло! За пособничество врагу - расстрел, не меньше...

ЭПИЛОГ
Несмотря на провал в операции и катастрофический недогляд в конце игры, партия мне очень понравилась. Повторюсь, готов сыграть еще раз, - не смотря на то, что за плечами четыре коротких сценария и две полные кампании, играть в Karelia '44 не наскучило. Конечно, в следующий раз буду иметь ввиду возможный проход финнов в тылы.

Несколько мыслей по поводу партии:

  1. Если бы я оставлял на захваченных "звездах" хоть какое хилинькое подразделение, боюсь, что сил дотянуть до северного и западного краев карты у меня не хватило. С учетом того, что приходится расставаться с войсками для переброски их на другие фронты, к 10-му ходу к Виипури пришли бы очень потрепанные войска.

  2. Как я уже писал выше, странная это танковая дивизия финнов... [смотрю с прищуром на разработчиков]. Оставим это на их совести.

  3. И вытекающая из предыдущего пункта: встает вопрос о возможности снабжения войск в тылу. В SCS снабжать войска довольно просто: достаточно, чтобы была цепочка незанятых и неперекрытых вражескими зонами контроля гексов, и вуаля! твои войска готовы к труду и обороне! По-моему, логично было бы если снабжение считалось хотя бы в четырех гексах от шоссейной или ж/д дороги, беспрепятственно ведущей к своему краю карты. Опять же, - на совесть разработчикам.

На сим закончу.


P.S. Бонус: СЮДА (там анимация, группа Wargamers в Facebook).

  • 1
"вообще-то, механизированные подразделения не могут этого делать"
-значит это не механизированная артиллерия была - на конной упряжке может быть.

Много неясностей в игре. Этот конфликт (Выборгская наступательная операция с продолжением) продлился около месяца, насколько я помню, но за этот период времени произошло не мало событий, которые плохо укладываются в голове. Советско-финские танки (не малая часть которых воевала со времён ещё "Зимней войны") выходили из строя на поле боя, фины их оттягивали в тыл, ремонтировали и на следующий день они снова шли в бой. Во как! В общем игра классная и баста! А искать соответствия с реальность... да ну. Лучше встретиться под Тали - Ихантала:).

Оставлять войска на ключевых точках не стоит, я думаю. Просто надо держать часть войск в тылу, в резерве. Этакий арьергард. И прикрывать свои фланги, создавая линию фронта. Чего не сделал я в начале. Собирая силы в группы. От того и дал окружить себя быстро. В итоге два котла. Тут нужен баланс распределения сил и в этом прелесть. Что ж буду вторить Дельфину: "Я буду делать всё, о чём потом буду жалеть..."

Да, конная упряжка все объясняет. И да, классная игра!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account