Блог наивного варгеймера

Previous Entry Share Next Entry
[Игровой дневник] Сто и один день Наполеона
january31
В Napoleon я хотел сыграть уже давно, но удалось это сделать только на днях. Впервые услышал об этой игре из обзора Виктора Бухарова на Тесере, в которой он сравнивает два блочных варгейма - Napoleon и Waterloo 200. Мне, наконец, тоже удалось сыграть в обе игры, и каждая из них по своему хороша.

Итак, мы втроем - я, Андрей и Юля (хотел бы выразить уважение и восхищение Юле за ее готовность разделить с нами желание повоевать) - в прошлые выходные засели за наполеоновскую кампанию 1815 года. Я не стал отказываться от предложение побыть в этот вечер Наполеоном, а Андрей и Юля разыграли союзников: Андрею достались англичане, Юле - пруссаки.

Теперь уже традиционно - в двух словах об игре. Игра дает возможность разложить партию на троих, чем мы и воспользовались. Для начала мы решили расставиться по истории: три крупные группы армий французов начинают у границы с Бельгией - в Суаре, Бюмоне и Филиппвиле. Англо-голландские войска в главе с герцогом Веллингтоном поджидают французов в Брюсселе, Брен-ле-Конте, Ате и Нинове, пруссаки под командованием князя Блюхера засели в Шарлеруа, Намюре, Сине и Льеже.


По договоренности все игроки могут расставить свои войска на карте на свое усмотрение, но, конечно, с определенными ограничениями. Если оценивать в численном выражении войска соперников, то французы на начало Бельгийской кампании имели 128 тысяч солдат, сборная солянка англичан с другими европейцами - 94 тысяч, пруссаки - 123 тысячи. Если оценивать соотношение сил по качеству, то французские войска, а в особенности гвардейцы, были на голову выше противников. Оцените сами: ниже представлены все задействованные блоки в игре, без подкреплений и возможности к восстановлению, так как вся кампания была скоротечна - с 15 по 22 июня:


Каждый день разбит на французский и союзный ход с "вкраплением" ночных ходов (с ограничениями). Здесь стоит сделать ремарку: то издание,  в которое играли мы - четвертое по счету. Впервые игра появилась аж в 1974 году! Каждое издание претерпевало какие-то изменения, в том числе и в количестве ходов. На страничке игры на boardgamegeek.com можно найти карты (третьего издания, которое выпускало также Colambia Games), на которых трек игровых ходов содержит даты 15-20 июня, и каждый день содержит четыре хода, попеременно выполняемые противниками. Короче, игровая система эволюционирует (а мы стареем...).Наполеон может активировать две группы армий, а союзники - по одной.

Победные условия для французов таковы:

  • Француз выигрывает, если обе союзные армии будут разгромлены до окончания партии. Англо-голландская армия разгромлена и разбегается при уничтожении восьми (8) или более частей. Прусская армия разгромлена и разбегается при уничтожении девяти (9) или более частей.

  • Француз выигрывает, если он не разгромлен и занимает любые 2 из 3 союзных городов снабжения (Брюссель, Гент, Льеж) в конце любого хода после наступления 22 июня.

  • Француз выигрывает в случае единовременного разгрома всех трех армий.

Победные условия для союзников:

  • Союзники побеждают, если Французская армия разгромлена и разбегается при уничтожении двенадцати (12) или более частей.

  • Союзники побеждают, если французский игрок не победил до конца игровых ходов.

Очевидно, что мне как игроку за французов, требовалось изничтожить сопротивление коалиционных сил - физически или отрезав их от снабжения.

В самом начале игры мы поняли, что размеры игровой карты и размеры армий, перемещающихся по ней, немножко "не бьют". Для того, чтобы определить тип дороги, по которой предстояло двигаться войсками, чтобы узнать о наличии-отсутствии мостов (те и другие оказывают влияние на количество перемещаемых и атакующих войск), приходилось постоянно поднимать блоки - свои и чужие, - порой выдавая свои намерения. Поэтому перешли к обозначениям групп армий кубиками: может не эффектно, но функционально.

Перейдем к нашей партии, а об "игровых фишка" я буду рассказывать по ходу. В своих заметках разработчики предлагают игрокам возможные стратегии по игре: в частности у французов есть альтернатива - сначала разбить англичан, а потом - пруссаков (т. н. "маневр слева"), либо сначала пруссаков, а потом - англичан ("маневр справа). Третий вариант - исторический: Наполеон пошел по центру, между союзниками и попытался разбить их по очереди. Чем все это закончилось, мы с вами знаем, поэтому, я решил разделаться с союзниками поочередно. Конечно, англичане были первыми на очереди, потому как у их войска не были под защитой местности, а прусские войска, находясь на левом берегу реки Мез, были защищены от атаки кавалерийской атаки со стороны Филиппвиля. Поэтому я, на время оставив кавалерийский корпус Груши на территории Франции, двинул две группы армий на Брюссель.


Несколько слов о моих планах: первым делом я планировал разбить основную часть англо-голландских войск на подступах к Брюсселю, а потом заняв этот город снабжения, подточить оставшиеся силы англичан (каждый ход за занятые Гент и Брюссель "умирает" по одному блоку англичан) и ждать там Блюхера. Для осуществления своих планов я повел две группы войск по параллельным дорогам. Но развязка дорог к югу от Брюсселя внесла свои коррективы. И еще до того, как произошла первая битва с англичанами, у меня открылась друга перспектива: с одной стороны вторая армия оказалась несколько не у дел - она не могла непосредственно поддержать первую армию, с другой стороны у меня появилась мысль сжать с двух сторон прусскую армию в Шарлеруа, и сделать это до того, как подоспеют пруссаки из Намюра. Но все пошло немного не по-моему...

Вот мои три группы армий.


В Брен-ле-Конте произошла первая битва между англичанами и французами (а если мне не изменяет память - и последняя, стычки не в счет). Расскажу про разрешение сражений: бои в Napoleon разыгрываются на отдельном тактическом поле, куда со стратегической карты переносятся все участвующие в сражении блоки. Перед развертыванием войск сначала атакующий вслепую тянет один блок местности и выставляет его в любую свою секцию (кроме резерва), а затем обороняющийся два блока - и проделывает тоже самое со своей стороны. Можно вытащить блоки леса, фермы, холма, реки, каждый из этих элементов местности обладает своими эффектами и дает модификаторы к стрельбе или атакам войск в бою. Затем обороняющийся расставляет все свои войска по секциям с учетом двух моментов: в каждой секции (кроме резерва) должен находиться как минимум один блок и разные корпуса не могут располагаться в одной секции (лидер отменяет это ограничение). Сначала атакующий производит действия с каждым из своих блоков, затем то же делает обороняющийся.


Артиллерия может вести огонь во вражескую секцию напротив или сражаться в ближнем бою, если в ее секцию ворвется пехота или кавалерия, при этом в первый раунд она может использовать картечь. Сама артиллерия наступать не может. Пехота в свой раунд может либо переместиться - вперед или назад, - либо вести огонь. Кавалерия и лидер могут совершить два действия в свой раунд: 1) подвигаться, а потом отстреляться, 2) пострелять, а потом ускакать, 3) переместиться на две секции (в том числе из резерва или в резерв). О других нюансах упоминать здесь не буду, отмечу лишь 2 момента. Первое: в конце каждого хода в секцию резерва могут быть подтянуты блоки, располагающиеся в соседних населенных пунктах со стратегической карты (с определенными ограничениями), которые на следующий ход также могут войти в бой. Второе: сражение продолжается до тех пор, пока не будут уничтожены все блоки в какой-то одной секции одной из сторон, либо эти блоки будут выведены с поля боя в результате отступления (тут также есть определенные правила и ограничения, не буду на них заострять внимание).

На протяжении следующих двух дней произошло следующее: Андрей объединил почти все свои войска в одну большую армию и охранял подъезды к Брюсселю. Я отвел две свои потрепанные армии назад и провел перегруппировку войск. Почему потрепанные? Да потому, что эскадроны Эксбриджа постоянно наскакивали на мои войска, навязывал мне стычки, в результате которых он, конечно, проигрывал, но таким образом серьезно "поклевал" обе мои армии. С такими войсками на Брюссель уже идти было сомнительным предприятием, поэтому я, обозначив, что планирую двинуть на Гент, полностью переключился на прусскую армию. И это дало свои результаты.

Пока я пытался пробиться через армию англичан, Юля тем временем собрала большой кулак в Шарлеруа. С другой стороны она заняла еще один ключевой город на берегу реки Мез - Денан. Но я отправил весь корпус Груши в обход - через Живе, а корпус Жерара напрямую. Выбив прусские войска и уничтожив попутно около четырех-пяти блоков (тут у меня появилась надежда "выключить" пруссаков из войны), я двинул кавалерию на Льеж - город снабжения прусской армии. Стремительные маневры на правом фланге заставили Блюхера устроить для своих войск забег к Льежу, пережить который удалось не всем: потери в отставших и затоптанных исчислялись тыщами. Воспользовавшись тем, что войска прусской армии оказались "размазанными" по дороге Шарлеруа-Намюр-Льеж, я развернул корпус Груши и "почикал" еще несколько черных блоков.


Только на последнем ходу мы выявили победителя. Одно свое движение я потратил на приступ Льежа. Честно говоря, изначально шансов взять город силами одного корпуса было мало, против моей кавалерии, выжившие после первой кавалерийской атаки, прусские пехотинцы могли уйти в каре, а выковырять их оттуда представляется очень трудно задачей. Но мне на руку сыграло то, что большая часть пруссаков было "калеками" и Юля, опасаясь, что эти блоки могут стать легкими фрагами для меня, убрала их в резерв. А поскольку по ходу игры союзникам воспрещается переговариваться между собой, Андрей не мог подсказать лучшее решение. В результате Льеж пал, и я добил черными блоками до необходимого лимита, при котором прусская армия прекратила свое существование.


Но еще раньше - первым движением - я попытался взять Брюссель силами одного кавалерийского полка и штабом Наполеона. В охране Брюсселя оставались два пехотных блока англичан, судьба которых (да и всей партии в целом) решилась двумя бросками кубиков. Андрей бросив четыре кубика, промахнулся, а я выбросил на трех кубиках "1", "1" и "3". А нужно было выбросить хотя бы "1", "1" и "2", тогда англичане по потеряли бы один из двух блоков и по правилам стычек вынуждены были бы отступить из города. Но случилось то, что случилось. Победных условий мне достичь не удалось, поэтому победа досталась победителям!


Отличная партия, отличная игра, отличная компания!




Возвращаясь к вопросу сравнения Napoleon и Waterloo 200, я бы не стал выбирать, какая из них лучше (они про разное), - оставил бы обе у себя.

Другие записи "Игрового дневника": ЗДЕСЬ.

?

Log in

No account? Create an account