Блог наивного варгеймера

Previous Entry Share Next Entry
[Игровой дневник] Битва при Мон-Сен-Жан
january31
Битвой при Мон-Сен-Жане французы называют Битву при Ватерлоо. И вновь на нашем игровом столе игра от Эмануеле Сантадреа и VentoNuovo Games - Waterloo 200. Юра Рукавишников предложил сыграть матч-реванш, но в отличие от предыдущей нашей с ним встречи эта должна была проходить по всем правилам. Мало того для большей симулятивности мы решили задействовать еще и все опциональные правила, которые по словам разработчиков "добавляют в игру реализм и исторический аромат". Насколько нам это удалось, читайте дальше, следует только сказать, что не все правила во время наше партии нам вспомнили - напряженная все же вышла игра, да и не всегда предоставлялась возможность их использовать - некоторые правила ситуативные. Кроме всего прочего мы решили увеличить число возможных потерь с 10 до 12.


Прежде чем пойдут слайды, я представлю все 10 опциональных правил, предложенных разработчиком, с небольшими комментариями относительно их применения. Приготовьтесь, будет много букв. Итак:

Перед тем как применять опциональные правила игроки должны уверено ориентироваться относительно основных механизмов игры прежде, чем добавлять некоторые или все опциональные правила.

1.0 СВОБОДНАЯ РАССТАНОВКА
Вместо того, чтобы случайным образом выбрать подразделения для расстановки, игроки могут выбирать подразделения по своему усмотрению. Это подразумевает и порядок прибытия прусских войск и подкрепления. Это правило может быть также использовано игроками для балансировки игры, например, опытный игрок должен расставлять войска случайным образом, а его противник может выбирать конкретные подразделения.

Разумное, на мой взгляд, правило, так как расставляться вслепую немного глупо, ведь беря на себя общее командование, я бы предпочел знать с самого начала какими войсками располагаю и как их оптимально расставить перед началом битвы. При слепой расстановке, которую предполагают базовые правила после начало игры порой приходится тратить время и активации на перегруппировку войск.


2.0 КАВАЛЕРИЙСКАЯ АТАКА
Кавалерийская атака УДВАИВАЕТ огневую мощь атакующего подразделения кавалерии, если соблюдаются следующие два условия:
1. сражение происходит в зеленой области,
2. у атакующего есть по крайней мере одно подразделение кавалерии, а у обороняющегося нет ни одного.
В рамках этого правила лидеры и конная артиллерия не считаются кавалерией.

Хорошее правило, на руку англичанам, так как в их распоряжении имеется кавалерийский корпус под командованием Аксбриджа, но в нашей партии я не заметил, чтобы мы использовали его, - может, просто не вспоминали :)


3.0 РАЗВЕДКА
Во время фазы движения кавалерийское подразделение, вместо того, чтобы участвовать в сражении, может переместиться, потратив до 3 ОД (4 - для английской кавалерии) в область, не содержащую вражеские войска, а затем может быть активировано (как это делает лидер, когда активируется), чтобы разведывать количество вражеских подразделений в смежной зеленой области числом, равным количеству точек этой кавалерии.
Разведанные подразделения выбираются случайным образом активным игроком и должны быть немедленно вскрыты. Кавалерийское подразделение, ведущее разведку, не может атаковать в этом импульсе и дезактивируется во время фазы дезактивации.

Наверное, тоже хорошее правило, но мы им не воспользовались ни разу. Наши войска стояли довольно плотно друг к другу и по-большей части мы итак знали какие войска находятся напротив. Тем более для "качественной" разведки нужно выделять кавалерийское подразделение с большим количеством точек, - жалко.


4.0 СТИМУЛ
Если кавалерийское подразделение участвовало в сражении и область была полностью очищена от вражеских подразделений, то кавалерия может немедленно переместиться, потратив 1 ОД, прежде чем любое другое сражение будет разрешено.

Полезное правило опять же для английского кавалерийского корпуса - для прорыва французских рядов. Но Юра его не использовал ни разу.


5.0 БОЛЬШАЯ БАТАРЕЯ
Французский игрок может разыграть диск инициативы, чтобы бомбардировать одну неоспариваемую вражескую область артиллерийскими подразделениями, имеющими необходимую дальность обстрела, количеством, равным его стратегическому рейтингу.
Каждое артиллерийское подразделение должно:
1. иметь линию коммуникации до Наполеона,
2. быть активированным (вскрытым) без перемещения,
3. быть на расстоянии до двух областей до целевой области.
В отличие от основных правил, это сражение разрешается как обычно, но атакующий не несет потерь, а обороняющийся не может добавлять защитный бонус от местности. Все артиллерийские подразделения не редуцируются.

Использовать это правило имеет смысл в самом начале партии - против первой линии англичан. Но лучше всего проводить артподготовку перед атакой на укрепленные позиции, например, по Угумону (эта мысль ко мне пришла уже при написании отчета :) ) или по хребту, на котором засели союзники. В нашей партии понять все преимущества этого артиллерийской бомбардировки не успел, поэтому пришлось терпеть.


6.0 ЯЗЫКИ
Британская армия была чрезвычайно разнородна по составу, включала не только англоязычных солдат (розовая полоска на блоке), но также и немцев (черная полоска) и голландцев (синяя полоска).
Если в сражении участвуют подразделения, говорящие на разных языках, то британский игрок уменьшает свою огневую мощь на 1 - за каждое различие в языках (максимум 2). Британские лидеры и артиллерия - англоязычные.

Правило, на мой взгляд, чуть усложняет жизнь английскому игроку, но не существенно. По-моему, мы совсем забыли о нем.


7.0 ОТСТУПЛЕНИЕ
Если у обороняющегося есть диск инициативы, он может разыграть его, чтобы отступить ВСЕМИ своими подразделениями из области, если в этой области объявлен бой.
Диск инициативы должен быть разыгран перед вскрытием. Отступающие подразделения должны отступить в смежные контролируемы области, уже занятые своими подразделениями той же самая фракцией (британцы не могут отступить в контролируемые пруссаками области, и наоборот) без превышения лимита группирования. Отступление может быть проведено больше чем в одну прилегающую область на выбор обороняющегося. Подразделения, неспособные отступать, уничтожаются по выбору обороняющегося.

Может быть полезно, особенно, если есть риск потерять войска. Но есть небольшой нюанс: нужно иметь в своем распоряжении диск инициативы. Именно нежелание отдавать диск инициативы Веллингтону сыграло большую роль в том, что я потерял много войск, в то время как мог их отвести назад и перегруппировать.


8.0 КОМБИНИРОВАННАЯ АТАКА
Если атакующий объявил атаку в область и имеет, по крайней мере, одно подразделение всех типов (лидер, артиллерия, пехота и кавалерия), то потери атакующего уменьшаются на 1.
Кроме того, если обороняющийся перед этим разыграл диск инициативы, чтобы отступить (7.0), то диск считается потраченным, но отступление отменяется.

Малозначительное комбо, редко встречающееся на поле, да к тому же и с ничтожным эффектом.


9.0 МОРАЛЬ
Когда разрешается сражение, атакующий добавляет свою мораль к силе атаки, а обороняющийся добавляет свою мораль к силе обороны. Пруссаки только в рамках этого правила считают британцами
Деморализация
Кроме того, во время фазы реорганизации любое подразделение, находящееся в одной области с вражескими подразделениями (оспариваемой области) и неспособное проследить Линию коммуникации до стратегического лидера (изолирован), несет потерю шага, поворачиваясь против часовой стрелки на 90°.

Вот это правило сыграло большое значение в нашей партии, в первую очередь для меня. Можно сказать, что в определенный момент мораль моих воск сломала всю мою тактику, об этом позже.
Когда количество потерь с каждой стороны находится на одном уровне (+/- 2), игра идет обычным чередом, но когда разрыв в морали увеличивается, появляется т.н. "эффект убегающего лидера", и для того, чтобы при атаке восполнить недобор очков в огневой силе, нужны большие силы (как это было в нашем случае), а оборона трещит по швам. Вообще, довольно жесткое правило, и при игре с ним нужна крайняя осмотрительность и осторожность в тактике. В этом случае игра не прощает ошибки.



10.0 ПРИБЫТИЕ ПРУССАКОВ
Порядок прибытия прусских войск может быть изменено. Начиная с третьего хода, игрок за союзников случайным образом выбирает одного из трех прусских тактических лидеров и развертывает его
силы в определенной области: фон Бюлов - в области 50, фон Пирх - в 79, фон Цитен - в 10. Блюхер всегда прибывает на третий ход в область 50.

Не сильно меняющее игру правило. Все равно оценить нам его не удалось - мы закончили играть еще до прибытия прусских войск.

А теперь сама партия. С самого начала я решил не дожидаться Блюхера, а пошел вперед - по двум направлениям. По центру мне удалось даже дойти до холма, на котором меня хорошо встретили. На правом фланге я приготовил сюрприз для Веллингтона. А на левом фланге неожиданно для меня англичане сами пошли в атаку, и тут я понес первые потери.


Вторая половина первого хода складывалась для меня печально. По центру мой авангард был отрезан от основных сил. Ферму Бель-Альянс заняли англичане, а прорыв на левом фланге удалось закрыть только силами гвардейцев, которых я вообще-то готовил не для этого. Здесь произошел переломный момент (казалось бы, всего навсего середина первого хода): соотношение потерь стало 6:1 в пользу англичан. А как мы помним, что каждый уничтоженный отряд снижает уровень морали на единицу (опциональное правило 9.0), а этот уровень в свою очередь добавляется к боевой силе атаки/обороны. Это сильно подрезало мой потенциал наступления, так как для того, чтобы зачистить область от противника, нужно иметь как можно большее преимущество в атаке. Дальнейшая потеря блоков приводит еще к большему разрыву и краху.

Поэтому я перестал давить напрямую, а попытался маневрами растянуть оборону Юры, чтобы уничтожать одинокие красные блоки, и в какой-то момент прорезать оборону в тонком месте.


А вот и тот сюрприз для Веллингтона, о котором я говорил: генерал Мийо прокладывает дорожку к штабу союзников, его поддерживают войска д'Эрлона.


Вообще мне удалось погонять конницу Аксбриджа по карте! В определенный момент по центру оборона англичан стала пожиже и я толкнулся в прогалину. К этому времени у Юры закончились все активации, и он был вынужден почти статично наблюдать за тем, что творят французы.


Французыские гвардейцы потихоньку пережевывают англичан на левом фланге. На этом первый ход закончился, Юра с облегчение выдохнул: "Продержались".


Мийо почти удалось добраться до Веллингтона! Остановил его только низкий уровень морали. По центру мои войска уже дважды отрезаны от своих генералов: слишком глубоко прорвались мои солдаты - остались без поддержки своих, а на это меня толкнуло отчаянное положение - слишком большой разрыв в морали, и как следствие более рисковые действия. Пан или пропал.


Под конец партии, - так уж получилось, что это был конец второго хода, - я еще не раз пытался прорваться по центру к своим, но Юра контратаковал и набил последние фраги. У меня была еще возможность высвободить д'Эрлона из изоляции на правом фланге, который смог бы помочь войскам по центру, но я уже не успел этого сделать.


Вот такие войска томятся в изоляции!


В общем и целом, некоторые опциональные правила, и в первую очередь это касается правила с использованием морали, оказывают на геймплей большое влияние. Поэтому лишний раз призадумаешься, отправлять ли в оголтелую атаку свои войска, не обернется ли это большими потерями. Здесь большую роль начинает приобретать маневры. И по сути изначальные лайтовость и казуальность игры исчезают.

Еще одним следствием более продуманных атак становится увеличение времени партии, у нас с Юрой чисто на игру ушло порядка 5 часов, особенно долго размышлял я, так как дела у меня почти с самого начало пошли не очень. И хотя мне удалось почти сравняться с Юрой по потерям, это самому мне стоило больших ресурсов.

Я думаю, мы еще не раз достанем эту игру с полки. А еще я вписался в проект Bloody Monday - игру про Бородинское сражение от тех же VentoNuovo Games.

Другие записи "Игрового дневника": ЗДЕСЬ.

  • 1
Прекрасный отчет !

захват штаба

(Anonymous)
а если бы захватили ставку Веллингтона, как оно обернулось бы?

так понимаю, в интерфазе англичане понатыкали по 1 блоку в локациях, чтобы не пройти больше к штабу было...
или ударной колонне, как и в центре, командование обрубили?

Re: захват штаба

Смерть Велингтона - автопобеда для французов. Поначалу я планировал прорваться к штабу союзников по правому флангу, а когда увидел, что оборона англичан растянута достаточно сильно, попробовал пробиться по центру. Ни с права, ни в центре чуточку не хватило сил, но и не сказал бы, что у оппонента там были элитные войска. А затем англичане перешли в контратаку: на полноценную атаку сил у них не было, поэтому просто перерезали линии комуникации

  • 1
?

Log in

No account? Create an account